Новый сезон Большого театра начался в субботу «Огненным ангелом», а первая оперная новинка сезона – «Леди Макбет Мценского уезда». Танцовщики отрабатывают «Лебединое озеро», открывающее балетный сезон 8 сентября, примеряясь и к «Сну в летнюю ночь» – ближайшей премьере. Правда, автор балета, знаменитый хореограф Джон Ноймайер, собиравшийся лично начать репетиции, отложил по болезни свой приезд в Москву. На прошлой неделе театр уже представил необычный проект – уличную презентацию балетного DVD – запись «Дочери Фараона». С целью популяризации элитарного искусства балета спектакль транслировался на большом экране, установленном перед театром, а на Театральную площадь были приглашены студенты творческих вузов Москвы.
Как всегда, началу сезона предшествовал сбор труппы. Чтобы попасть в Большой театр со служебного подъезда, теперь надо входить не там, где всегда, – со стороны ЦУМа, а напротив Вспомогательного корпуса. Через оживленную толпу ко входу в театр пробирались Анастасия Волочкова и Николай Басков. Герои светской хроники нежно поздоровались и потом долго сидели в зале и беседовали, жмурясь от бесчисленных фотовспышек: фотографы стремились запечатлеть сразу двух «обиженных» знаменитостей с демонстративно суровыми, неулыбающимися лицами. Впрочем, Басков по разовым контрактам будет петь Ленского, а Волочкова, как член балетной труппы, может и обязана танцевать, но упорно не соглашается на «второстепенные» партии. «Григоровичу я согласна доказывать, что я балерина, а дирекции Большого театра – нет», – сказала Волочкова обозревателю «НГ». А у балетных звезд Светланы Захаровой и Николая Цискаридзе другие заботы – она еще не полностью оправилась от травмы руки, полученной на гастролях в Лондоне, а он еще не забыл о прошлогодней травме ноги, так что выступление Цискаридзе в сентябрьской «Спящей красавице» под вопросом. Впрочем, танцовщик не унывает – ведь этот театральный сезон в его жизни тринадцатый, а число «тринадцать», по словам Цискаридзе, всегда было для него счастливым.
Директор ГАБТа Анатолий Иксанов пообещал семь премьер и начало длительной реконструкции основного здания. В прежнем режиме дом с квадригой Аполлона будет работать до 11 мая, но уже сейчас закрыт главный вход, и зрители будут попадать на спектакли через боковые подъезды. Вместимость зрительного зала теперь сократится на 500 мест, потому что для публики закроют четвертый ярус, а в ложах снимут третьи ряды стульев. По словам Анатолия Иксанова, ярус закрывают по причинам противопожарной безопасности, а стулья снимают для удобства. (Все равно с третьего ряда почти ничего не видно, и тамошние обитатели часто стоят кучкой, снижая комфортность тех, кто заплатил за первый и второй ряды лож приличные деньги.) Изменения не имеют характер закона – на вопрос обозревателя «НГ», что в таком случае делать с грядущими жалобами зрителей, нуждающихся в дешевых местах, директор ответил: «Посмотрим, если будут неудобства, по мере возможности откорректируем наши действия». Сегодня на самые популярные спектакли цена в партер Большого театра может достигать четырех тысяч рублей. Впрочем, и билеты по 20 рублей директор обещает оставить, но ужесточить контроль за их продажей – только по командировочным удостоверениям и документам ветеранов войны.
Члены попечительского совета театра объявили о начале новой традиции – на сборе труппы вручать денежные премии сотрудникам, наиболее отличившимся в прошедшем сезоне. Фонд Большого театра выделил по 150 тысяч рублей великой балерине Марине Семеновой, главному архитектору ГАБТа Алевтине Кузнецовой, солистке оперы Елене Зеленской, гобоисту Сергею Лысенко, специалисткам по реквизиту Зинаиде Агеевой и Галине Субботиной и группе солистов балета, награжденных национальной театральной премией «Золотая маска» за балет «Светлый ручей». Ту же сумму, но разделенную на пятерых, получат лучшие артисты кордебалета и лучшие артисты мимического ансамбля.
Худрук театра Александр Ведерников публично порадовался, что ГАБТ наконец-то обращается к современной опере (скандально известному проекту Десятникова–Сорокина) – такого не случалось с 1974 года, когда состоялась премьера «Мертвых душ» Родиона Щедрина. В балете тоже новации. Глава балета Алексей Ратманский рассказал о новом принципе поиска перспективных балетмейстеров. Трем приглашенным творцам дадут возможность поставить номер, результат в рабочем порядке покажут для профессионалов и прессы, а потом будут думать: кому сказать «спасибо», а кому предложить дальнейшее сотрудничество. Среди кандидатов – специалист по балетной старине Юрий Бурлака и два автора, специализирующиеся на современности, – Алексей Мирошниченко из Петербурга и Виктор Плотников, работающий на Западе российский артист и хореограф.