На фронтоне Мариинского театра красовалась растяжка: Краснодарский балет Юрия Григоровича, в спектаклях участвуют Елена Князькова и Анастасия Волочкова.
По всему было видно, что Григоровича и помнили, и ждали: залы Мариинки были полны на всех спектаклях, так что не только скандалы, сопровождавшие минувший сезон Волочковой, стали причиной повышенного интереса к нынешним гастролям. А в антрактах к ложе, в которой сидел Юрий Николаевич, выстраивалась настоящая очередь из поклонниц и служительниц Мариинского театра, которые помнят еще того Григоровича и теперь пришли, чтобы объясниться в неостывших чувствах. Приглашение выступить на сцене театра, где он когда-то начинал, Юрий Николаевич получил лично от Валерия Гергиева. Почти до самого конца гастролей Гергиев находился за рубежом, в частности в Стокгольме, где в те же дни гастролировал Мариинский театр, но велика вероятность, что «так просто» выступления Краснодарского балета не пройдут и увенчаются приглашением Григоровича на постановку в Санкт-Петербург.
Но пока «Золотой век» Шостаковича, один из оптимистических, «советских» балетов композитора, в оригинальной версии Юрия Григоровича можно увидеть только в исполнении Краснодарского балета. Конфликт хорошего парня Бориса с плохими парнями, увлечение Бориса танцовщицей Ритой, которая выступает в ресторане-кабаре «Золотой век». Красные косынки, белые костюмы, интимный «загнивающий» мир мелкобуржуазной интеллигенции – всё на фоне «конструктивистских», помнящих о своем времени полотнищ-декораций Вирсаладзе.
Событием балет становится благодаря участию в нем Елены Князьковой, которая танцует партию Риты, и на ее долю пришлась добрая половина аплодисментов, то и дело перебивавших естественный ход спектакля, и десятиминутной овации в финале («из рук» петербургской публики, которая знает и по-прежнему ценит собственных своих кумиров – особенно приятных и дорогих). Григорович всегда искал для своих балетов не просто «прыгунов», а сильных драматических актеров, которые смогут передать в движении сложное чувство и небанальную мысль.
Именно это сочетание не позволяет воспринимать балеты Григоровича как музейную ценность. И пусть в несколько облегченном – по сравнению со знаменитой версией Большого театра – варианте, «Золотой век» Краснодарского балета все равно завораживал и масштабом, всегда свойственным постановкам Юрия Григоровича, и синхронностью, скажем, девяти или даже восемнадцати пар ног вымуштрованного Григоровичем кордебалета (при этом кордебалет часто смотрелся даже лучше солистов-танцовщиков).
Сразу после окончания последнего в гастрольной серии балета «Золотой век» Юрий Григорович согласился дать интервью корреспонденту «НГ».
– Скажите, вы довольны тем, как проходят гастроли и, если можно так это назвать, – своим возвращением в Мариинку?
– Конечно, доволен. Для нас большая честь выступить на такой сцене – с молодой труппой, молодыми солистами и молодым, в общем, балетом. Мне кажется, что и принимает нас хорошо публика. Я чрезвычайно доволен.
– Для вас было важно привезти то, что идет уже на этой сцене, или же то, что «не повторяет»?
– Наоборот, как раз мы взяли репертуар тех спектаклей, которые здесь не идут. В основном. «Спартак» не идет, а «Щелкунчик» здесь – совершенно иной, в другой редакции.
– Валерий Гергиев – из тех, кто ничего не делает просто так, в том смысле, что наверняка за «простым» приглашением выступить были и какие-то далеко идущие планы сотрудничества. Хотя, конечно, и само приглашение Краснодарскому балету выступить в Петербурге, на сцене Мариинского театра, само по себе – событие.
– Безусловно.
– Какое-то продолжение отношений предусматривается? Идет ли речь о приглашении вас на постановку в Мариинский?
– Этого я не знаю, если и будет такой разговор, то – в дальнейшем. То, что Гергиев пригласил нас сюда, для нас уже большая честь, поскольку Гергиев – человек, который очень щепетильно относится к этой сцене.
– Кого из своих солистов вы могли бы выделить особо?
– Они все танцевали с большим энтузиазмом, несмотря на то что нагрузка была огромная. Монтировочные репетиции были ночью, утром – репетиция, вечером – спектакль. Шесть дней подряд, один выходной и следующие шесть спектаклей подряд┘ И артисты, и кордебалет работали в таком напряженном ритме, что не хотелось бы даже кого-то особенно выделять. Надо, наверное, сказать о Князьковой, которая танцует все премьеры и находится сейчас в великолепной форме. Если говорить о том, кто меня сегодня поражает, так это, конечно, она. Хотя, повторяю, доволен работой всех.
***
В Петербурге же Краснодарский балет Юрия Григоровича и краевое государственное творческое объединение «Премьера», под крышей которого обосновался балет, объявили о ближайших планах: 18 и 19 сентября сюитами из балетов Григоровича «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот» и «Раймонда» будет открыта новая сценическая площадка. Вблизи Сочи, на горе Ахун, завершается строительство открытой сцены с амфитеатром, который сможет вместить до тысячи зрителей. В планах на следующее лето «Спартак» и «Спящая красавица» с учетом «естественных декораций».
А Леонард Гатов, художественный руководитель «Премьеры», говорит, что помимо балетов Григоровича, для которого новая сцена станет своего рода летним филиалом, на горе Ахун в будущем можно будет увидеть и спектакли Мариинки.