В Выборге Рената Литвинова поведает о том, как богиня полюбила.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Президент Выборгского фестиваля Армен Медведев больше не называет «Окно в Европу» «итоговым» российским киносмотром. Время проведения осталось прежним – фестиваль, как и последние несколько лет, проходит в конце киносезона и демонстрирует последние новинки текущего года. Однако ускользает прежнее отношение к фестивалю. «Это происходит потому, что роль российских кинофестивалей меняется, – говорит Медведев. – Когда кинотеатральная сеть развалилась, они осуществляли функцию российского кинопроката. Потом их использовали как средство пиара при продвижении картин. Ныне обстановка с прокатом налаживается, продюсеры и кинематографисты заявляют, что фестивали им больше не нужны. В связи с этим нам необходима новая стратегия. Считая свой фестиваль интеллигентным мероприятием, мы должны определить, с кем мы». Действительно, последние два года продюсеры «зрительского» кино, рассчитывающие на кассовые сборы, предпочитают не «светить» фильм раньше времени и заявляют его непосредственно перед премьерой, а производители «фестивальных» шедевров сватают их международным киносмотрам. Доступным остается массив из нескольких десятков лент менее чем среднего качества, прокатываемых главным образом на ТВ. Участие в том или ином отечественном киносмотре – выбор доброй воли. Проблема «с кем?» отнюдь не праздная, но кино альтернативами не богато. Быть «интеллигентным» в таких условиях значит либо ликвидировать «Окно в Европу», либо расслабиться, подчиниться обстоятельствам и пытаться, сделав благородно-индифферентную мину, всевозможными способами раздобывать все, чем можно разжиться. Судя по программе, XII Выборгский фестиваль избрал именно эту позицию.
Несмотря на заявление организаторов, что «число премьер и борьба за право первой ночи» отныне для Выборга не важны, нынешний кинопоказ богат премьерами. Сегодня после открытия мемориальных плит Василию Шукшину и Ролану Быкову состоится российская премьера ленты «Богиня: как я полюбила», сочиненной, поставленной и сыгранной «стильной» Ренатой Литвиновой. 21 августа завершит программу «Настройщик» Киры Муратовой. Десять лет назад, в 1994 г., Литвинова дебютировала как актриса в картине Муратовой «Увлеченья». Сотрудничество продолжается – в «Настройщике» Литвинова играет роль романтической аферистки. Из 13 игровых лент, заявленных в конкурс, семь – свежее кино. Среди них новая комедия Аллы Суриковой «О любви в любую погоду», «Вечерний звон» Владимира Хотиненко, Владимира Морозова и Александра Светлова, «Рагин» Кирилла Серебренникова, «Арье» Романа Качанова. «Папа» Владимира Машкова, «Русское» Александра Велединского и «Время жатвы» Марины Разбежкиной перекочуют в конкурс Выборга из конкурсных программ XXVI Московского МКФ. Оценивать качество игровых картин будет жюри из шести человек во главе с Алексеем Учителем, год назад отмеченным в Выборге за «Прогулку». Режиссеры Сергей Мирошниченко и Михаил Алдашин возглавят жюри документального и анимационного кино. В традиционную рубрику «Реванш» приглашена картина Романа Балаяна «Ночь светла», не вышедшая в финал при раздаче «слонов» на сочинском «Кинотавре».