«Мона Лиза» Георгия Пузенкова уже вошла в музей.
Фото предоставлено Георгием Пузенковым
Есть такой анекдот. Один «новый русский» приходит домой к другу и видит на стене «Мону Лизу». Хозяин объясняет, насколько это круто. Через некоторое время друг приходит домой к первому «новому русскому» и видит, что у него на стене висят две «Моны Лизы». Он в недоумении спрашивает:
– А зачем тебе две одинаковые картины?
– Так у тебя моно, а у меня – стерео!
И правда, с Моной Лизой теперь можно делать все что угодно. Марсель Дюшан пририсовал ей усы и бороду, вызвав небывалый ажиотаж. Энди Уорхол «размножил» Мону под девизом «Лучше тридцать, чем одна!», поставив ее, таким образом, в один ряд с Мэрилин Монро и томатами «Кэмпбелл». Дело Моны Лизы живет и процветает. А ее знаменитая улыбка в том или ином варианте преследует всех – от читателей таблоидов до старичков-профессоров.
Художник Георгий Пузенков шел к своему проекту долго. В 1996 году он начинает рисовать файловые «макинтошевские» рамки в своих картинах. В 1997 году художник использует прием «стертой» живописи, имитирующий изменение изображения в графическом редакторе. Что касается проекта, представленного ныне Третьяковской галереей на Крымском Валу, то Пузенков сначала воспроизвел Мону Лизу с помощью пикселей, а затем переписал полученное изображение маслом на холст. Так, что файловая рамка, оставленная на холсте, подчеркивает компьютерное происхождение образа.
Анекдоты анекдотами, а часть проекта Пузенкова следует мотиву «стерео Мона». Только художник пошел много дальше – в «Башне времени Моны Лизы» он мультиплицирует работу Леонардо, размещая ее в огромном цилиндре. Его внутренняя поверхность состоит из нескольких сотен «Мон»: десять горизонтальных рядов по пятьдесят изображений в каждом. Каждый из пятидесяти вертикальных рядов исполнен в одном из цветов спектра так, что вся развертка образует цветовой круг.
Вторая часть проекта – фотографии пузенковской «Моны Лизы». Художник сам возит парафраз Джоконды по городам и весям, экспонируя ее, казалось бы, в самых неподходящих местах: на доске объявлений, среди мусорных баков и т.д. Но и это не предел! Художник ведет переговоры с Российским космическим агентством об отправке Моны Лизы в космос. Действительно, Мона сама может выбирать, куда ей отправляться.