Кроме официальной программы, так называемой «Ин», на Авиньонском фестивале есть еще что-то вроде внеконкурсного показа, который нарекли «Офф». Многие театралы приезжают специально на «Офф», считая, что здесь игра актеров – вне конкуренции. Всего за месяц в программе «Офф» показывают более 600 спектаклей. Театральные компании и студии съезжаются буквально со всей Франции, чтобы засветиться вблизи великих на Авиньоне. Это мощная реклама, за которую они платят немалые деньги, так как «Офф» в отличие от государственного «Ин» – мероприятие сугубо частное.
Город живет сценой и полностью погружен в мир театра. Раздается много критики в адрес постановщиков и исполнителей, спорят, например, о том, стоит ли досматривать нудный, посредственный спектакль до конца из элементарного уважения к актерско-режиссерскому труду или освистать и забросать труппу гнилыми помидорами.
На «Комические иллюзии» Пьера Корнеля в постановке Фредерика Фисбаха публика шла, чтобы насладиться несравненным языком великого классика. Спектакль откровенно разочаровал. Актеры действительно заучили текст Корнеля, но их постоянно прерывает ведущий, который дает объяснения старинных выражений, причем его реплики не только не помогают, но, наоборот, путают публику.
Черными красками рисует XXI век Родриго Гарсиа в пьесе «История Рональда, клоуна из Макдоналдса». Испанец с аргентинскими корнями, Гарсиа частый гость французских подмостков. «В обществе потребления существуют два полюса: продавец и покупатель, – говорит Гарсиа, – и каждый из них так и смотрит, как бы надуть другого. Западное общество живет в состоянии постоянной зажатости и в страхе. Миром манипулирует рекламный бизнес, который так же силен, как и политическая пропаганда. И на этом фоне главное занятие гомо сапиенса – потреблять, и потреблять, и потреблять. Вот такая невеселая картинка нашей планеты преподносится Родриго Гарсиа, естественно, в надежде попытаться усовершенствовать мир. «Иначе зачем вообще заниматься театром?» – задает риторический вопрос режиссер.
Новую форму театрального действа предложил французский писатель и драматург Оливье Кадьо и его неизменный режиссер-постановщик Людовик Лагард. Они творят драматический театр, в котором главную роль играет не слово, но тело актера, его экспрессия, движение, доведенное до хореографического совершенства. «Подобно боди-арту, зарождается что-то вроде вокально-объемного арта», – считает Оливье Кадио. Точного термина новому театру драматург еще не подобрал, но уверен, что его обязательно найдут. Пока же то, что происходит на сцене, он предпочитает называть поэмами. Пьеса посвящена историческому лицу, американской писательнице и коллекционеру Гертруде Штайн и ее верной компаньонке Элис Токлас. Роли, прямо скажем, неординарных дам великолепно исполняют актеры Филип Дюкен и Лоран Пуатрено. В спектакле есть третий персонаж – чрезвычайно пластичная фея, ее играет актриса Валери Дасвуд. Она попадает в дом к знаменитости и, выражаясь не столько словом, сколько жестом, всем своим гуттаперчивым телом разыгрывает неожиданные ситуации. Пластика двух мужеподобных дам и женственное начало феи – на таком контрапункте, на столкновении двух разных миров и завязана вся история.
Авиньон–Париж