Новая дирекция Авиньонского фестиваля в лице молодых и энергичных Венсана Бодрийера и Ортанс Аршамбо упорно искала новые пути и свежие идеи. Кое-что нашли. Отныне в Авиньон приглашается режиссер, которого наделяют особым статусом соорганизатора всей театральной программы. В этом году им стал Томас Остермайер, художественный руководитель берлинского Шаубюне. Сей выбор – из разряда дипломатической уловки. С одной стороны, тридцатипятилетний режиссер – модный и нашумевший мастер. С другой – представитель ближайшей страны – союзницы Франции с начала иракского конфликта. Остермайер чуть было не развернул лозунг: «Кто не с нами, тот против нас», но вовремя спохватился, что его примут на свой счет сезонные «рабочие», сорвавшие прошлогодний фестиваль.
О постановках Остермайера говорят на каждом углу. Собственно, именно этого он и добивался: «Я хочу реакции зрителя, какой бы она ни была. Чтобы, выйдя из зала, он хоть на пять минут задумался, прежде чем задался вопросом, в какой ресторан пойти, чтобы съесть приличного омара». На сцене муниципального театра идет его спектакль «Нора (Кукольный дом)» по Г.Ибсену. Пьеса была написана в 1892 году, но Остермайер, не задумываясь, переносит действие в наши дни, рисуя образ современной Барби. В мизансценах присутствуют основные атрибуты времени: муж главной героини, успешный адвокат, ловко управляется с цифровым фотоаппаратом, сама Нора (внешне больше похожая на студентку) самозабвенно палит со своими детьми из игрушечных автоматов последних моделей, она же облачается в карнавальный костюмчик, состоящий преимущественно из фальшивых кровавых ран, размазанных по телу, да минималистского черного мини-трико, увешанного дамскими безделушками, то бишь миниатюрным оружием. Через все возможные усилители гремят, разрывая барабанные перепонки, записи последних хитов, световые вспышки слепят глаза. В богатом доме с прозрачными раздвигающимися перегородками-дверями в центре красуется гигантский аквариум, в котором плавает подлинная золотая рыбка, невесть как выживающая в такой обстановке (в ее владениях полощут грязные бокалы, остужают горячие головы и прочие части тела). Для пущего напряжения режиссер добавляет парочку непредусмотренных оригиналом сцен. Меняет он и финал. Несколько раз примерив пистолет к своему виску и рту, Нора выпускает всю обойму в грудь дражайшего супруга. Еще несколько минут назад нежно любимый муж, истекая кровью, падает в царство вышеупомянутой рыбки редкой породы.
Повод для недоумения у публики всего один: «Неужели в новом столетии золотая клетка столь невыносима, что может довести до крайней меры – убийства?» По окончании фестиваля у труппы намечены гастроли не только по Франции, но и по многим столицам мира. Приедет она и в Москву.
Авиньон