0
1001
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2004 00:00:00

Тела давно минувших дней

Тэги: блюм, выставка, фото, тело


Эта экспозиция – этап Года культуры Германии в России, отчего имена Герхарда Шрёдера и Владимира Путина напечатаны на первой странице роскошного каталога (Шрёдер даже написал к ней предисловие). Совместный проект немецкого фотохудожника Дитера Блюма и московского Дома фотографии называется «Тело и вдохновение». Для фотографий позировали артисты Штутгартского балета, поэтому многим кажется, что выставка имеет непосредственное отношение к балету. Ничего подобного. Только опосредованное. Да, Блюм привлекал знаменитых артистов, и наш бывший соотечественник Владимир Малахов запечатлен на многих снимках. Но балетная труппа – это прежде всего место, где фотограф находит необходимые ему совершенные тела. В принципе на месте танцовщиков могли бы быть гимнасты или манекенщики. Но, видимо, Блюм решил, что спортсмены слишком мускулистые, а фотомодели слишком худые, а вот «средний» облик балетного артиста – самое то для витиеватых телесных переплетений, которые Блюм называет «ТелоСоборами».

Название предполагает, что посетитель выставки настроится на сакральный или по крайней мере на возвышенный лад. В таком случае гетеро- и гомосексуальные отсылки предложенного телесного изобилия – лишь естественная оборотная сторона прыжков, прогибов и касаний. Блюм строит из тел (как правило, обнаженных) замысловатые конструкции, ассоциируя их то с реальным Кельнским собором, то с воображаемым строительством Вавилонской башни или многослойным гамбургером из «Макдоналдса». Этого фотографа называют «архитектором соборов из тел». Можно сказать также, что таким манером автор снимков сочиняет собственный воображаемый балет. Но на самом деле Блюм прежде всего певец стройных ног, тонких талий и пропорционального сложения. Безусловно, артист балета тут особенно пригодится. Ведь он профессионально владеет телом и может приказывать ему, а не мучительно зависеть от случайностей рождения: родился ты высоким или маленьким, склонным к полноте или к изяществу, координированным или расхлябанным.

Блюм снимал постановки Вагнера в Байройте, слонов и гиппопотамов в Африке, советских шахтеров в 1980 году, много трудился в рекламе. Последнее обстоятельство явно повлияло на проект. Возможности тренированного тела стать безукоризненным рекламируются так же напористо, как если б это был стиральный порошок, новый сорт прокладок или «Мерседес-Бенц». Обнаженные юноши, девушки или группы людей поданы как прекрасный экзотический фрукт, чтобы клерк или инженер с сидячей работой, нажившие одышку и брюшко, с изумлением глядели на этих небожителей (и с отвращением оглядывали несовершенного себя). Персонажи снимков – одновременно и атлеты и эстеты: фотограф сводит вместе натурализм и условный эстетический абсолют, замешанные и на так называемом свободном танце, и на канонах классического балета. Тела молоды, но все равно вспоминаются изображения натурщиков, тех, кто в старые времена, когда живописцы еще нуждались в подобном, позировали для анатомических штудий.

Автор фотографий называет себя «танцующим с камерой», хотя все работы «ТелоСоборов» – постановочные. Техника тела в движении притягивает фотокамеру немецкого художника, как свет лампы манит мотылька: умение делать что-либо совершенно, хотя бы совершенно выглядеть, вызывает искреннее восхищение Блюма, хотя по части общей красивости он, хоть и старается, но все равно не может сравниться с покойным Хельмутом Ньютоном. Впрочем, не Ньютон и не Блюм первые, не они и последние. Немецкая выставка вообще характерна для эпохи повального увлечения фитнесом, правильным питанием и «хорошей» экологией. После долгой страсти к искажениям и телесным уродствам (достаточно вспомнить традиции немецкого живописного экспрессионизма) возродилась мода на идеал, образцы которого любой увидит в глянцевых журналах. Можно заглянуть и в «Плейбой», хотя эротика Блюма не столь плотоядна, точнее, плотоядна не так, как мужское тело в клубе для женщин или женское – в стрип-баре. Блюм в конце концов не физикой, а метафизикой занимается. Слово «соборы» в названии не забыли? Неплохо также помянуть мысли древних греков насчет здорового духа в здоровом теле. Блюм напоминает, что в идеале современный человек должен всегда выглядеть, как после каникул на пляжах Калифорнии или двух недель горных лыж в Швейцарских Альпах. И кто бы спорил? Ведь и правда, лучше быть красивым и богатым, чем бедным и больным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
782
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости