Анук ван Дайк надеется на русских интеллектуалов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
– Анук, как давно вы наблюдаете за российским современным танцем?
═
– Около пяти лет.
═
– И каковы, на ваш взгляд, успехи?
═
– Очень интересные вещи здесь происходят. Когда я впервые приехала в Россию делать спектакль с «Провинциальными танцами», он назывался Am I out?, то была под очень большим впечатлением от работы Татьяны Багановой, ее танцовщиков Маши Козевой и Равиля Галимова, от их отношения к работе. Они очень быстро поняли мой стиль, философию и технику, которую я использую. Те же способности я чувствую и в Саше Пепеляеве. Думаю, что есть и другие российские хореографы, способные с равным эффектом воздействовать и на своих танцовщиков, и на публику.
═
– В чем разница статуса контемпорари данс в России и Голландии в глазах общественности и перед лицом государства?
═
– Положение в обществе очень похожее. Танец в наших странах находится где-то на границе общества и людей, которые им занимаются, это молодая форма искусства. В Голландии она немного старше, но по сравнению с драматическим театром это младенец, а классический танец – тинейджер. А вот отношения с государством у голландского танца совсем другие, нежели у российского. Правительство Голландии настроено обеспечивать танцовщиков медицинскими страховками, образовательными центрами, школами, площадками для выступлений, и оно делает это.
═
– Вам государство платит зарплату?
═
– Да. Хороший танцор может прокормиться своей работой. Но у нас высокий уровень конкуренции, поэтому приходится быть очень хорошим танцовщиком.
═
– Опишите, пожалуйста, обычный репетиционный или гастрольный день ваших танцоров.
═
– Мы начинаем классом каунтертехники в 10 утра, в 12 короткий перерыв, потом мы репетируем до 6 вечера, а если нам нужно обсудить технические вопросы, мы идем после этого в бар. На гастролях по Голландии, чтобы переехать из города в город, нужно всего 15 минут. Поэтому, где бы мы ни выступали в Голландии, после спектакля мы всегда возвращаемся домой. За границей график классов и репетиций обычный – мы много гастролируем, форму не теряем.
═
– О чем ваш новый спектакль STAU, который вы готовите с тридцатью российскими танцовщиками?
═
– Этот спектакль в работе, он все время меняется. Главное в нем – исследование понятий дистанции, степеней интимности, которые для всех людей очень разнятся, исследование понятия телесной комфортности. Первую версию мы делали в Амстердаме. В России вместо двух танцовщиков будет тридцать – те, кто зарегистрировался на этот проект через агентство российских театров танца «ЦЕХ».
═
– Как вы оцениваете уровень российских танцовщиков?
═
– Подборка довольно случайная – собрались люди с разным опытом.
═
– Какие имена российских хореографов вы выделяете?
═
– Таня Баганова – мой друг. Мне нравится ее способ мышления, она переносит русскую душу в другие пространства и делает это сказочно. Саша Пепеляев делает то же самое, но по-своему. Я видела много российских спектаклей – было очень интересно.
═
– Вы уделяете много внимания видео, музыке и свету или тело на сцене для вас важнее всего?
═
– Они все имеют равное значение. Особенно равноправны они в моей последней работе «Выпей меня». Что касается видео, любая моя работа начинается с видеообразов, но в итоге в спектакле они не остаются. Мне кажется опасным, что видео используется как обои, как непременный отвлекающий задник спектакля.
═
– Вы танцевали ведущие партии в спектаклях патриарха модерн-танца Мерса Канингема. Что вы вынесли из этого сотрудничества?
═
– Самое главное – ощущение и осознание времени, его длительности и протяженности.
═
– Кого из современных хореографов вы считаете наиболее интересными?
═
– Важен каждый хореограф, который сердцем делает свои спектакли и не попадает под влияние моды. Кто меня действительно вдохновляет, так это Кристоф Марталер, хотя он не хореограф и мы делаем совсем разные вещи. В его спектаклях всегда есть внутренняя музыка; это и сложно, и смешно, и очень умно.
═
– Почему голландский современный танец так высоко котируется в мире?
═
– Была возможность построить школы, которые открыты и для иностранных студентов, благодаря чему все время циркулируют идеи и новые танцевальные направления.
═
– Как вы оцениваете перспективы России в этом смысле?
═
– Россия велика – наверняка в ней немало талантливых интеллектуалов.