Государственный Эрмитаж в один день представил три культурных проекта: фестивальную программу «Музыка Большого Эрмитажа», временную выставку «Две версии одной композиции» и постоянную экспозицию «Искусство Индии I в. до н.э. – ХIХ в.». Столь бурная музейная активность понятна: наступило лето – время интуриста.
Пресс-конференция была на редкость экзотична. Художественный руководитель фестиваля Сергей Евтушенко прежде всего поведал печальную историю о том, как ныне покойный Питер Устинов собирался принять участие в фестивальном концерте во дворе Эрмитажа и даже придумал для него концепцию и написал собственный текст. Но – увы! – в июльском концерте будет принимать участие всего лишь Сергей Маковецкий: он «с энтузиазмом и охотой» прочтет хрестоматийный гоголевский «Невский проспект» под музыку «Фантастической симфонии» Берлиоза.
Фестивальным «хитом», безусловно, станет Юрий Шевчук: но выйдет он на сценические подмостки не как лидер группы «ДДТ», а в экзотическом для себя качестве литературного чтеца – создавая вместе с московской актрисой Диной Корзун музыкальную мистерию «Древо жизни» на музыку и стихи классиков прошлого века. Смысл этого действа г-н Евтушенко «очертил» весьма смутно: «О том, что вода мокрая, солнце светит, о нас с вами и о любви┘» Впрочем, как рассказал сам г-н Шевчук, репетиции начнутся лишь перед началом концерта, за день-два, а текст он уже учит: «...литературная партитура уже у меня на руках – это прекрасная композиция из стихов Цветаевой, Пастернака, Тарковского┘»
Научному исследованию культуры оказалась посвящена временная выставка «Две версии одной композиции: Рембрандт «Жертвоприношение Авраама». Думаю, именно ученым будет интересно сопоставить эрмитажную картину Рембрандта и ее еще один вариант из мюнхенской Пинакотеки, рядовые же посетителя явно просто будут «тормозить» в своем «культурном» беге: две почти одинаковые картины рядом – где еще такое увидишь? Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сделал весьма дипломатичный вывод из их сравнения в пользу своей собственной, эрмитажной картины: Петербургский Рембрандт явно более «рембрандтовский», зато мюнхенский – еще и с участием учеников.
Что касается открытия постоянной экспозиции отдела Востока по искусству Индии, то тут и слова не нужны: она хороша собой, как любая эрмитажная коллекция. Стоит, впрочем, отметить, что четыре «индийских» зала за счет правительства Республики Индия были отремонтированы капитально. Помимо «лучшей в мире коллекции оружия», которой не преминул похвастаться г-н директор, среди трехсот произведений скульптуры, живописи и прикладного искусства есть экспонаты, выставленные в первый раз за шестьдесят лет. Уникальная индийская коллекция, принадлежавшая до 1945 года Музею народоведения (Берлин), оказалась в Государственном Эрмитаже, как уточнил г-н Пиотровский, в рамках «компенсаторной реституции послевоенного времени».
Санкт-Петербург