Директор ГАБТа Анатолий Иксанов, худрук балета Алексей Ратманский и начальник отдела перспективного планирования Вадим Журавлев в ожидании успеха.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Первые гастроли балета ГАБТа на островах состоялись в 1956 году и вошли в театральные легенды обеих стран. После отмены «железного занавеса» западные зрители увидели русский балет из недр советской России, до этого знакомый им главным образом по давним, начала XX века, европейским проектам Сергея Дягилева или по эмигрантам из императорских театров. Артисты Большого тогда снискали невиданный триумф, труппа получила журналистское звание «Большого Балета», а спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского на многие годы стал образцом для подражания для европейских, в том числе английских, хореографов. С тех пор Большой неоднократно выступал в Британии, а теперь едет в Лондон после пятилетнего перерыва.
Перед началом гастролей британский партнер ГАБТа Лилиан Хоххаузер дала эксклюзивное интервью обозревателю «НГ».
– Госпожа Хоххаузер, в Москве многие считают, что западная критика предвзято относится к «Большому балету», заранее предпочитая ему труппу Мариинского театра.
═
– Нет, это не так, в подходе к обеим труппам нет разницы, наши критики всегда старались объективно высказывать свою позицию. Но Большой театр в прошлом позволял себе быть неправильно представленным на гастролях, однако танец московских артистов был высоко оценен. (Лилиан Хоххаузер имеет в виду, что предыдущие выступления балета ГАБТа в Лондоне проходили не в Ковент-Гардене, как сейчас, а в менее престижном театре Друри Лейн, и театр привозил не полные спектакли и труппу целиком, а концертную программу для сорока человек, отчего гастроли приобрели привкус проходной «поездки для заработка». – М.К.).
═
– Русский балет много лет воспринимался в Европе как музей классики. Это по-прежнему так?
═
– Абсолютно нет, но на гастролях, которые продлятся три недели, с 19 июля по 4 августа, публика ожидает увидеть по крайней мере три классических спектакля. К гастролям существует огромный интерес. Наши зрители очень хотят увидеть «Дочь фараона» – сделанную в Большом театре постановку по мотивам старинного спектакля Мариуса Петипа, и современную оригинальную постановку «Ромео и Джульетты».
═
– Английский критик Дебора Крейн написала критическую статью о московском «Ромео». Она рада самому факту появления современной хореографии в афише Большого театра, но замечает, что танцы «слабы и неуместны».
═
– Я с этим не согласна, иначе мы бы не выбрали этот спектакль для гастролей. Британец Деклан Донеллан, который поставил этот спектакль как режиссер, предлагает очень драматичный вариант, который абсолютно ложится на музыку Прокофьева и не может не затронуть.
═
– Чем обусловлен выбор других балетов гастрольной программы?
═
– «Спартак» ценят во всем мире, это один из признанных современной классикой балетов русского репертуара. Спектакль особенно подходит для бравурного, яркого стиля Большого театра, к тому же он поставлен на великолепную музыку Хачатуряна. Свою версию «Лебединого озера» Григорович недавно восстановил в Большом театре, ее уже видели в Лондоне, и публика хорошо принимала балет.
═
***
═
В туманном Альбионе всякое случалось с нашим балетом. Успех Большого то усиливался, то затихал. В эпоху личного творческого расцвета Юрий Григорович с помпой возил в Британию свои постановки. Но тот же Григорович, покинув пост главного балетмейстера, при преемнике Владимире Васильеве чуть не сорвал лондонские выступления балета ГАБТа в 1999 году – накануне гастролей он подал в суд на Большой театр, потребовав 160 тысяч долларов за авторские права на «Спартак» и на редакции «Баядерки» и «Раймонды». Кстати, тогда труппа получила плохую прессу: постановки Васильева решительно не понравились. В минувшее десятилетие Большой по-прежнему интересовал британцев как созвездие талантливых исполнителей, но одновременно, теряя лицо, театр напрасно соглашался на кабальные условия и второстепенные площадки. В итоге на сцене Ковент-Гардена Большой не выступал 18 лет. А во время показов в театре «Колизей» все чуть не сорвалось из-за забастовки местных технических служб...
Нынешние лондонские выступления (по сути, «ответный ход» на прошлогодние московские гастроли Королевского балета Великобритании) откроются «Дон Кихотом» с Марией Александровой и Сергеем Филиным в главных партиях. Британский проект Большого театра напрямую связан с его престижем и конкурентоспособностью: недаром Анастасия Волочкова среди прочего требовала от дирекции театра записать ей в контракт гарантированное участие в лондонских гастролях.
После недавних триумфов нашего балета в Париже финансовый и творческий успех проекта (если успех состоится) будет означать, что в глазах Европы Большой театр вернул свое исконное место в коротком списке лучших театров мира.