Сергей Юрский не знаком с восточными фильмами. Именно поэтому он согласился стать председателем жюри Тихоокеанского кинофестиваля.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сразу два сентября соберутся в сентябре на побережье: в Анапе – традиционный «Киношок», который некоторым образом завершает пляжный киночерноморский сезон, начинаемый традиционным (надо надеяться) июньским «Кинотавром». В сентябре же, но во Владивостоке пройдет второй кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого». Президентом этого фестиваля стал Олег Табаков, а председателем жюри нынешнего года – Сергей Юрский.
Вначале об Анапе. Под теплым, приветливым кубанским солнцем стираются границы, кинематографисты 15 разных стран показывают свои новые работы и обсуждают творческие планы, а свидетели-отдыхающие смотрят это самое кино и рассматривают наряды звезд. «Один из самых честных и беспристрастных, где не говорят комплименты просто так», – говорят про «Киношок» сами устроители, фестиваль не верит в дурные приметы и не боится своего нынешнего тринадцатого номера (пресс-конференцию специально назначают на 13 июля в 13.00). Виктор Мережко, бессменный президент фестиваля, считает это число счастливым. Возглавлять жюри доверили поэту Андрею Дементьеву. Предмет гордости «Киношока» – конкурс полнометражных фильмов на видео и в цифровом формате – конкурс «Без кинопленки», еще одно достоинство фестиваля – конкурс детского игрового и анимационного кино – «КиноМалыШок».
Все остальное, как, например, состав участников, заранее решили не разглашать: изменения возможны.
Теперь – о Владивостоке.
Еще несколько лет назад в ходу был термин «феномен китайского кино», означающий неожиданную и непривычную для нас эстетику, не свойственные европейскому кино традиции восточной культуры, нашедшие место в таком «индустриальном» виде искусства, как кинематограф. Тогда, впрочем, феноменальным для нас было и корейское, и тайваньское кино, ну разве что в меньшей степени – японское, благодаря Куросаве, Осиме, Мисиме, Имамуре. Эти имена все-таки были на слуху у профессиональных кинематографистов и кинокритиков. Теперь азиатское кино таким мощным потом хлынуло на мировой экран, что, если конкурс какого-нибудь крупного фестиваля не состоит по меньшей мере на треть из фильмов, сделанных в Корее, Гонконге, Тайване, Японии, это вызывает задумчивое недоумение: что случилось? Неужели азиатское кино выходит из моды?
Пожалуй, пик интереса к азиатскому кино чуть-чуть сошел на нет. Оно просто прочно вошло в обойму любого престижного фестиваля и стало привычным явлением мирового искусства наряду с любым другим кинематографом.
Наверное, правильно, что именно сейчас затеялся фестиваль во Владивостоке. Вчера было бы рано, завтра – уже поздно. Вчера мы к нему еще не привыкли, завтра оно станет совершенно обыденным. А сейчас самый момент, чтобы поддержать интерес к не совсем еще изученному явлению. Причем в этом году география фестиваля заметно расширилась, в конкурсе заявлены фильмы не только из привычных уже Японии, Кореи, Гонконга, Китая, но и абсолютно экзотических с точки зрения кинематографа стран – Таиланда, Филиппин, Новой Зеландии, Бутана.
По мнению Сергея Юрского, совсем не обязательно знать азиатское кино, чтобы стать председателем жюри фестиваля кино Азии. Для этого вполне достаточно просто обладать вкусом, знанием кино вообще и здоровым любопытством. Председатель жюри признался, что совершенно не знает восточное кино, но именно поэтому и согласился стать председателем жюри – где еще можно будет столь эффективно залатать дыру в собственном образовании?