0
1553
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2004 00:00:00

Премьеры и скандалы

Тэги: белет, сезон, скандалы, итоги


белет, сезон, скандалы, итоги В этом сезоне Большой театр получил несколько «Золотых масок», что явно радует Николая Цискаридзе и заведующего балетом ГАБТа Геннадия Янина.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото).

Первый балетный скандал грянул в самом начале прошедшего сезона. Некий общественно-церковный комитет организовал протесты против показа в Москве балета француза Анжлена Прельжокажа: ревнителям нравственности почудилось, что в спектакле «Благовещение» зреет религиозное кощунство (роли Марии и ангела исполняли женщины). Оказалось, что «комитетчики» хлопотали почем зря: нравственной крамолы не обнаружилось.

Но это были цветочки. Ягодки поспели, когда грянула разборка Анастасии Волочковой с Большим театром. Многомесячная эпопея с ее увольнением, судебные тяжбы балерины с ГАБТом, ее восстановление на работе, провал иска к директору Анатолию Иксанову, отказ Волочковой танцевать предложенные театром «непрестижные» партии – все это длилось и длилось на радость новостным выпускам телеканалов, газетным отделам происшествий и тиражам «желтой прессы», преподносившей ситуацию как результат ссоры роковой красавицы с влиятельным любовником. В любом случае Волочкова талантливо пропиарила себя: теперь о «гонимой» красавице знают даже заполярные оленеводы. Московская Академия хореографии похоронила престарелую Софью Головкину (многолетнего директора школы со времен Хрущева), отметила свое 230-летие, а потом тоже умудрилась оскандалиться: фактически сорвала работу жюри премии «Звезда», предназначенной для лучшего выпускника балетной школы, и показала низкий уровень подготовки детей на выпускном концерте.

Выгоняя Волочкову, Большой одновременно переманил из Мариинки суперприму Светлану Захарову, показал рекордное количество вводов новых исполнителей в спектакли и успешно выступил с балетами в Парижской опере. Балетных показов с учетом активно работающей Новой сцены стало гораздо больше. Так что многолетние стенания ведущих танцовщиков «как мало мы выступаем!» скоро явно сменятся усталыми упреками руководству «ну сколько можно танцевать!». В ГАБТе события вообще развивались бурно: театр, например, обзавелся новым имиджем от Юрия Грымова, не сказать, чтобы дизайнерски удачным, но удовлетворяющим поклонников всего помпезно-имперского. Привычный для нашей публики классический балет по-прежнему пользовался повышенным вниманием всяческих банков и корпораций, обожающих проводить презентации и юбилеи под «Баядерку» или «Спящую Красавицу». Вот только премьер было мало. Но зато до Москвы доехали классные иностранные исполнители – достаточно вспомнить концерт «звезд» Нью-Йорка, танец парижского премьера Хосе Мартинеса, блистательное выступление американца Хулио Бокка в московском «Дон Кихоте», участие в наших «Сильфиде и «Жизели» дуэта Алины Кожокару и Йохана Кобборга из Королевского балета Великобритании. Хорош в этом году был (если не брать в расчет убогий конферанс) полуклассический-полусовременный гала-концерт «Бенуа де ла данс», венчающий одноименную международную балетную премию. А вечер в честь Игоря Моисеева показал, что в его Ансамбле народного танца, как всегда, учат двигаться по принципу «все как один».

Прошедший сезон стал первым для нового худрука балета ГАБТа Алексея Ратманского, пообещавшего московскому балету одновременно и сохранение вековых традиций, и решительную ломку отжившего. Правда, дополнительная премьера (три одноактных балета от Юрия Посохова, самого Ратманского и Раду Поклитару), спешно организованная худруком, особых дивидендов не принесла, как и заранее запланированный вечер балетов Баланчина: в первом случае подвели хореографы, во втором – исполнители. Зато угловато-неклассическая постановка «Ромео и Джульетты» (совместный проект британца Деклана Донеллана и того же Поклитару) вызвала злость балетоманов старой школы, активное сочувствие многих критиков и интерес западных импресарио. Так в ГАБТе совершилась революция: современный танец наконец-то закрепился в афише оплота традиций.

Осенний столичный фестиваль DanceInversion порадовал канадской труппой Эдуарда Лока (сверхскоростной балет «Амелия») и танцами француза Клода Брюмашона. Саша Пепеляев замахнулся на «Вильяма нашего Шекспира» в балете, то есть на «Лебединое озеро»: в проекте смешались желание раздолбать классику и невозможность отрешиться от ее влияния. Немецкий хореограф Саша Вальц открыла год культуры Германии в России своим «Телом», вызвав недоумение любителей «духовного» в искусстве и интерес почитателей постмодернистского сознания.

Обозреватель «НГ» предлагает учредить приз «Дырявые пуанты» (за самый провальный спектакль сезона). На него могут претендовать развеселый балет Бориса Эйфмана «Кто есть кто», показанный в Москве на гастролях, попсовые премьеры Русского камерного балета «Москва» – «День рождения Отелло» и «Алиса в стране чудес», проект питерской балерины Ирмы Ниорадзе «Сапфиры» – неудачное приношение к столетию Баланчина. О многочисленных данс-проектах как московского разлива, так и из провинции автор этих строк умалчивает, потому что лежачих не бьют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
694
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
779
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
472
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
572

Другие новости