0
915
Газета Культура Интернет-версия

13.07.2004 00:00:00

Готовность номер три

Тэги: москва, биенале


москва, биенале Манеж может послужить актуальному искусству даже в нынешнем «испорченном» виде.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

В январе–феврале 2005 года в столице России пройдет Первая Московская биеннале современного искусства. Открытие назначено на 18 января. Более 50 художников на 5 основных выставочных площадках (ЦДХ, Музей архитектуры имени Щусева, Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина и Музей современного искусства, с двумя его площадками – на Петровке и в Ермолаевском переулке) выскажутся на тему первой биеннале – «Диалектика надежды». Естественно, в параллельной программе примут участие практически все известные московские галереи. Первоначально задумывалось, что главной площадкой биеннале станет московский Манеж, сейчас же подумывают о том, как использовать (если использовать) обгорелые остатки здания. Рассчитывать на то, что к открытию в январе здание уже приведут в «торговый» вид, не приходится. Впрочем, для актуального искусства развалины порой подходят даже лучше традиционного музейного пространства. Но, по словам организаторов, одни «развалины» в активе биеннале уже имеются – речь об одном из залов Щусевского музея.

Несмотря на все перестановки последних месяцев, пост председателя оргкомитета сохранил за собой Михаил Швыдкой, комиссар биеннале – директор «РОСИЗО» Евгений Зяблов, Иосифа Бакштейна высокопарно назвали куратором-координатором, по всему выходит, что он и есть самый главный. Помимо Бакштейна, составлением программы заняты швед Даниель Бирнбаум, сокуратор Итальянского павильона 50-й Венецианской биеннале, болгарка российского происхождения Ярослава Бубнова, учредитель и директор Института современного искусства (София), француз Николя Буррио, директор парижского Palais de Tokyo, испанка Роза Мартинес, бывшая куратором Испанского павильона на 50-й Венецианской биеннале и Ханс-Ульрих Обрист (Швейцария/Франция), куратор Музея современного искусства города Парижа и член кураторской группы 50-й Венецианской биеннале.

По словам Иосифа Бакштейна, год назад участники Венецианской биеннале сгорали от 40-градусной жары. Для 1-й Московской биеннале выбрали поэтому зиму. Остается надеяться, что русская зима не подведет.

Среди уже известных иностранных участников – Маурицио Каттелан (Италия), Олафур Элиассон (Дания/ФРГ), Петер Фишли и Давид Вайс (Швейцария), Мона Хатум (Ливан/Великобритания), Карстен Хёллер (Бельгия/Швеция), Рон Мьюек (Австралия/Великобритания), Ширин Нешат (Иран/США).

После пресс-конференции, посвященной слету в Москве мэтров современного искусства (к слову, Московская биеннале в некотором смысле откроет следующий год, так как следом состоится и традиционная биеннале в Венеции), Иосиф Бакштейн ответил на вопросы «НГ».

– Что бы вы хотели, когда это все закончится, написали газеты?

– Чтобы они просто захлебнулись от восторга. Чтобы коллеги по цеху художественной критики объяснили и проинтерпретировали все видеоинсталляции, объекты и перформансы. Главное, чтобы в результате удалось подтвердить факт интегрированности отечественной художественной сцены в интернациональную. А также, чтобы понимание отечественной аудиторией современной художественной культуры соответствовало предмету. Последствия нашей долговременной изоляции, конечно, проявляются, хотя все меньше и меньше. Поэтому такие очереди стоят на «Арт-Москву», которая до сих пор остается крупнейшим художественным событием в нашем городе. Биеннале, по сути дела, станет завершением процесса формирования инфраструктуры современного искусства не только в Москве, но и в стране.

– Вы говорите: подтвердить интегрированность. Вы считаете, что все-таки наше современное искусство – часть мирового? И второе: недавно я разговаривал с одним художником-шестидесятником, который сказал: «Сейчас, когда смотришь официальное искусство тех времен и свое собственное, думаешь, как же все-таки мы были близки». По-вашему, это так?

– Конечно, все шло параллельно в мире. Есть такое выражение Лейбница: «Монада отражает весь мир, хотя она не имеет окон». Совершенно загадочным образом, несмотря на полное отсутствие какой бы то ни было информации, какие-то идеи в головах у моих сверстников примерно соответствовали тем, которые занимали и западных модернистов. Хотя идеи концептуализма, сюрреализма, абстрактного минимализма и т.д. приходили к нам с некоторым запозданием по отношению к Европе и Америке.

– Ясно уже, кто какой зал займет и на какое время? Или еще есть возможность у художников принять участие?

– У нас схема не заявочная. Вообще крупные международные периодические выставки современного искусства происходят по двум принципам. Либо по модели Венецианской биеннале, где участниками являются страны. Страна либо имеет павильон, как Россия, Франция, Великобритания или Германия, либо арендует комнату или палаццо и там представляет свое искусство. Второй принцип – кураторский. Кураторы формируют свое понимание события, модель этого события. И приглашают художников к участию. Так у нас.

– В нашем случае вы – единственный, кого потом будут хвалить или ругать?

– Во всем, естественно, буду виноват я, поскольку я единственный представитель России в кураторской группе. Хотя у нас очень сильная команда кураторов, они все звезды интернациональной художественной сцены. Чтобы уменьшить возможные обиды со стороны наших художников – тех, с кем знаком или дружен, – выбор российских участников поручен именно им.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1574
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1773
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1882
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4248

Другие новости