Анн-Мари Кадьё, муза Робера Лепажа, мечтает сыграть что-нибудь в космосе.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
– Что вы успели увидеть-потрогать в Москве?
═
АНН-МАРИ КАДЬЁ: Когда мы приезжаем в Москву, мы хотим все посетить, потому что это очень редкий случай. Конечно, как актриса я хотела бы посетить дом Станиславского, Кремль, Красную площадь, Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
═
– Я знаю, что в Канаде очень сложная ситуация между тем искусством, которое сочиняется и исполняется на французском языке, и тем, которое на английском. Можно ли говорить, что Лепаж занимается франкоязычным кино?
═
МАРИО СЕН-ЛОРАН: Робер Лепаж в своих пьесах смешивает не два, а даже три языка – английский, французский и китайский. В его постановках очень много элементов других культур.
═
А.-М. К.: Робер Лепаж – нарцисс, который говорит на многих языках. И в этом – сложность работы с ним как с режиссером. Чтобы с ним работать, нужно говорить на нескольких языках. В своей семье он тоже говорит и на английском, и на французском.
═
– А можно ли сказать, что его театральный язык иной, чем его киноязык?
═
А.-М. К.: Странно, но его театр очень кинематографичен, а его кино, наоборот, очень театрально.
═
– То есть когда вы играли в его спектаклях, потом легко было входить в его кино?
═
А.-М. К.: В театре Лепаж очень часто использует импровизацию, его театр более свободен в отличие от кино, где все должно быть под контролем.
═
– Когда я был в его театре, у меня было ощущение, что Лепаж работает круглосуточно.
═
А.-М. К.: Действительно, он работает круглосуточно, а присутствие зрителей его только стимулирует. Его часто сравнивали с человеком Возрождения, который занимается всем.
═
– Недаром он написал однажды пьесу о Леонардо да Винчи.
═
А.-М. К.: Да-да! Это действительно человек очень многогранного таланта. Его признают как гения. Его театр очень много гастролировал и известен именно своей многогранностью по всему миру.
═
– Человеку, который без конца стремится к совершенству, все-таки легче работать в театре, где репетировать можно бесконечно, но с таким очень сложно работать кинопродюсеру: все-таки фильм в какой-то момент должен выйти в прокат.
═
А.-М. К.: Да, действительно, но сейчас на помощь ему приходят новые технологии.
═
М. С.-Л.: В частности, фильм «Обратная сторона луны» снимался цифровой камерой. И это позволило Роберу Лепажу за 48 часов до показа на Торонтском фестивале что-то изменить в картине.
═
– Я читал, что это фильм о соперничестве в космосе СССР и США. Некоторое время тому назад в России вышел фильм на эту же тему, один из актеров должен был лететь в космос, но в итоге невесомость снимали в специальном самолете для подготовки космических экипажей. Вы-то долетели и хотелось ли вам побывать «на месте действия»?
═
М. С.-Л.: Возможно, это состоится когда-нибудь. Я недавно видел в новостях, что есть какой-то самолет, который позволяет летать в космос. Поэтому такая возможность недалека. В картине сам Лепаж играет сразу двух братьев, он часто говорит, что эти два брата – отчасти Инь и Ян его собственной личности.
═
А.-М. К.: Я бы очень хотела побывать в космосе, чтобы там что-нибудь сыграть. Что касается «Обратной стороны луны», здесь Робер Лепаж затрагивает темы бесконечности, космоса, чтобы поговорить о внутренней бесконечности, о человеке, который потерял свою мать. Эти темы как раз очень дороги Лепажу.
═
– То есть это автобиографические мотивы?
═
М. С.-Л.: Да, это связано с историей смерти его матери. Он экстраполирует эту тему на одиночество человека в космосе, которое отражает и его собственное одиночество. Метафора главного героя, который участвует в космических проектах, это тоже очень яркая метафора его как артиста.
═
– Анн-Мари Кадьё приходится играть образ матери Робера Лепажа в разных ипостасях?
═
А.-М. К.: Нет, на самом деле я играю разные роли. Допустим, в «Исповедальне» я – танцовщица-топлесс в ночном клубе, а в «Но» – актриса, которая едет играть в Японию. Я была очень тронута, когда Робер Лепаж пригласил меня на роль матери в «Обратной стороне луны».