В Большом драматическом театре имени Товстоногова – перемены: художественный руководитель театра Кирилл Лавров представил журналистам нового главного режиссера – Темура Чхеидзе. Накануне, 15 июня, в театре прошло общее собрание коллектива: на тайном голосовании Темур Нодарович был избран главным режиссером – из 74 участвующих за него проголосовал 71 человек.
После смерти Товстоногова, пятнадцать лет назад, актер Кирилл Лавров так же – на общем собрании коллектива и с тайным голосованием – был выбран художественным руководителем театра. С тех пор он и руководил БДТ как мог (кто мог бы лучше – пусть бросит в него камень), но уже лет пять как с завидной регулярностью говорит о поисках преемника на пост руководителя. Мол, во главе театра должен стоять режиссер, а не актер, и вся проблема упирается в поиски этого самого режиссера, достойного славы товстоноговского театра. Если вначале к его речам относились почтительно и серьезно, то чуть позже их уже стали воспринимать как необходимую и даже остроумную часть PR-компании БДТ. Вроде повода нет написать о театре, но вот – разговоры об очередном преемнике – и информационный повод найден.
Сперва на место это прочили Григория Козлова (нынешнего руководителя ТЮЗа имени Брянцева), но тот поставил «После захода солнца» Гауптмана, что-то «не срослось», и про него как-то быстро позабыли. Затем речь зашла про Григория Дитятковского (он сейчас руководит актерским курсом при БДТ), но этот поставил «Двенадцатую ночь» Шекспира, что-то опять «не срослось», в труппе созрело недовольство, мол, не Товстоногов, и эту кандидатуру тоже «положили на полку». Интересно, что при всех этих перипетиях сюжета режиссер Темур Чхеидзе работал в театре, ставил спектакли и даже получал подобные же предложения от руководства. Но почему-то все время отказывался. Может, предлагали не так и не то, может, не хотелось лишней головной боли, может, все устраивало и так.
Даже на пресс-конференции на прямо поставленный вопрос Темур Нодарович уклончиво ответил что-то о беспокойстве за судьбу репертуарного театра и об удивительной интуиции Кирилла Юрьевича. Что он имел в виду, понятно не слишком. Либо в театр просочились слухи о нашествии некоего московского «варяга», либо (казалось бы, еще некоторое время назад) фантастические проекты по превращению репертуарных театров в площадки для проката антрепризных спектаклей становятся жизненной обыденностью.
Как бы там ни было, творческий тандем Лавров-Чхеидзе выглядит жизнеспособным и по крайней мере интеллигентно-дипломатичным. Кирилл Юрьевич называет Чхеидзе «тонким режиссером и порядочным человеком», а Темур Нодарович высказывается в том смысле, что постарается «дать» Лаврову как можно больше новых ролей. Кстати, когда новый главный режиссер называет ближайшей премьерой театра – «Власть тьмы» Толстого, то художественный руководитель пытается спорить. Выглядит убедительно.
Санкт-Петербург