0
651
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2004 00:00:00

Блудливая клопиха Дездемона

Тэги: танец, фестиваль


В который раз организатор фестиваля «Рампа Москвы» Николай Басин чуть не выворачивается наизнанку, чтобы в условиях весьма скудного финансирования сформировать пристойную афишу. Когда заезжие труппы вынуждены сами оплачивать дорогу в Москву, ждать приезда великих не приходится. В итоге проект вынужден балансировать между графоманией (многим кажется, что современный танец – это очень просто) и профессионализмом. Но каждый раз в программе обнаруживается что-то, ради чего и стоило городить огород. Фестиваль можно рассматривать как типичный: он укладывается в рамки девиза «ближе к жизни, а заодно подешевле, чем в академическом театре». Кроме российских коллективов в Москве выступали артисты Нидерландов, Греции, Словении, Германии, Эстонии, Канады и Италии. Частные отличия трупп, как и разница художественного качества, отступили перед лавиной типологического сходства.

Хореография современного танца глобальна, как мировая экономика. И, как мировая политика, движения этого танца неуловимо похожи на бойцовский ринг с беспредельно разрешенными приемами – все, что позволяет анатомия человеческого тела. Исполнитель может поднять ногу по-европейски, в канонах классики, а опустить уже по-китайски, заканчивая движение восточными единоборствами. В греческом балете «За глаза» целующаяся пара ни на миг не прерывает процесс, даже когда тела танцовщиков весьма заковыристо гнутся. Кстати, о ногах: они, как правило, босые. Но разношерстная обувь тоже приветствуется. Туфля при этом может быть не на ноге, а в руке, как в голландском спектакле «Эхо».

В качестве реквизита очень популярны стулья: главный прием использования – сесть на сцене и смотреть, как танцуют товарищи по труппе. Фонограммы спектаклей какому-либо упорядочиванию не поддаются: современный танец тем и примечателен, что с одинаковым успехом и соглашается с музыкой, и оппонирует ей. Звучит все, от мерзкого скрежета «железом по асфальту» до Шуберта. Модно двигаться и под собственное громкое сопение. Структура постановок буднично повторяет внезапность зачинов и непредсказуемость концов: редкость – тщательно выстроенный спектакль с завязкой, кульминацией и развязкой. Иной раз финал нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь. Но часто наоборот: конца все нет и нет, хотя видно, что идеи автора закончились на полдороге. Отпало понятие декораций: общая для всех выступлений облезлая стена дома с выбитыми стеклами окон явно взята напрокат из недр Содружества актеров Таганки, где фестиваль арендовал сцену. Сценические костюмы не приветствуются: то, в чем выступают танцовщики, подбиралось по принципу «повседневной случайности», шанс увидеть страусовые перья или кринолин маловероятен, а все остальное, от фрака до купальника, вполне может быть. Исключение – опус Раду Поклитару «День рождения Отелло». Зритель не поймет авторский замысел без гигантских, до потолка, столов, в ножищах которых не столько танцует, сколько мельтешит кучка мелких жуликов – бывших шекспировских героев, ставших насекомыми. Клопиха Дездемона закалывает кинжалом таракана Отелло, чтобы без помех блудить с мокрицей Кассио.

Самое приятное на фестивале – публика, внимательная, дружелюбная и отзывчивая. На показы современного танца не ходят из престижа. Здесь бывают те, кто хочет быть в курсе искусства современности. Эти зрители молча терпят длинноты, от души аплодируя несомненным удачам (на фестивале таковыми были выступления голландской труппы «Pogie Company», балета «Москва» со спектаклем «Весна священная» и та же партитура в интерпретации эстонской труппы «Fine 5»). Когда в финале «Рампы Москвы» на публику обрушились два великолепных медитирующих канадца, зал кричал «браво». И не зря. Труппа «Butou-A-Go-Go» принципиально строит танец на слиянии нарочито медленного японского танца буто – с исследовательской ментальностью англосаксов, которым надо докопаться до основ и все изучить до дна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
697
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
783
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
475
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
574

Другие новости