Более всего организаторы фестиваля скорбят о сгоревшем Манеже, где последние годы располагался пресс-центр ММКФ. Теперь же пресс-центр пришлось переносить в Дом кино, где куда теснее и вообще непривычно. Впрочем, гендиректор ММКФ Ренат Давлетьяров призвал всех порадоваться тому, что Манеж сгорел зимой, а не прямо перед фестивалем. Тогда бы работы и суматохи у дирекции фестиваля прибавилось. Как писал Чехов, «если тебе изменила жена, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству». Если Манеж сгорел, радуйся, что он сгорел зимой, а не летом.
Что с кино? В этом году немного поменялась география фестиваля. Например, в конкурс приедет албанская картина. Вообще сейчас это входит в джентльменский набор любого фестиваля – вытащить фильм из страны, которую еще недавно и в наличии кинематографа не заподозрили бы. Вот Каннский фестиваль – отобрал в конкурс таиландский фильм, так те, кто до конца досидел, долго потом обсуждали, что же в конечном итоге там произошло. Больше, нежели в предыдущие годы, окажется в конкурсе фильмов из стран – бывших собратьев по Советскому Союзу. Прибудет картина из Белоруссии, привезут свой фильм эстонцы. А вот Восточной Европы мы почти не увидим. Кирилл Разлогов, директор программ ММКФ, с некоторой даже обидой объяснил это тем, что наши коллеги по социализму теперь все больше норовят попасть на крупные фестивали – в Берлин, Канны. А когда их туда не берут и они соглашаются-таки на Москву – уже поздно. Вот она, гордыня-то. А так в конкурсе – довольно традиционный набор стран – Испания, Италия, Португалия, Германия, Китай, Корея, Аргентина, Израиль. Чтобы утереть нос Каннам, пригласили и Таиланд. Три конкурсных фильма представит Россия – картины Дмитрия Месхиева «Свои», Марины Разбежкиной «Время жатвы» и Владимира Машкова «Папа». По словам организаторов фестиваля, в этом году их нельзя будет упрекнуть в том, что конкурс перенасыщен кровью, смертями и прочими брутальными явлениями. Конкурс в этом году обещает быть чистым, светлым и добрым, а вся тяжесть уйдет в другие конкурсы. Например, в конкурс дебютов, который теперь будет и на Московском фестивале.
Зато в этом году почили в бозе некоторые привычные внеконкурсные программы – к примеру, «Восемь с половиной фильмов» и «Аифория». Обе программы всегда сколачивались из наиболее интересных картин, замеченных авторами этих программ в Берлине и Каннах. Но дирекция фестиваля решила, что это не дело – получалось, что авторы программ, будучи отборщиками и основного конкурса, старались самое интересное привлечь в свою собственную программу, а конкурс оставить себе в виде хобби. Остается надеяться, что, коль скоро отборщики отныне работают только на общее дело, это самое общее дело воспрянет духом, как никогда раньше.
Этим летом нам обещают скопление звезд на московском небосклоне. Председательствовать в жюри согласился выдающийся английский режиссер Алан Паркер. Кроме него, в жюри войдут польский актер и режиссер Ежи Штур, немецкая актриса Барбара Зукова, французский продюсер Юмбер Бальсан, бывший председатель Госкино РФ Армен Медведев и «отец» Эраста Фандорина Борис Акунин, он же Григорий Чхартишвили. Почти прямиком из Канн на открытие ММКФ прилетит столь долгожданный и успевший обмануть эти ожидания Квентин Тарантино. Его убиенным Биллом, том второй, вечером 18 июня в киноконцертном зале «Пушкинский» торжественно откроется Московский кинофестиваль. Тарантино привезет с собой главное действующее лицо – нет, не Уму Турман – пресловутого Билла в обличье актера Дэвида Кэррэдайна. Традиционную награду за вклад в мировое киноискусство приедет получать Эмир Кустурица (все-таки не без пользы Никита Михалков провел время в Каннах), а за премией Станиславского приедет аж Мерил Стрип. Причем приедет она в день своего рождения, 22 июня, и, как оптимистично выразился Давлетьяров, «каждый желающий сможет ее поздравить». Кроме того, из намеков организаторов можно сделать вывод, что Стрип чуть ли не сама напросилась к нам в гости. Это отчасти напоминает историю рождения кинопремии Станиславского: несколько лет тому назад ходили упорные слухи, будто бы Николсон согласился посетить Москву только в случае награждения его премией Станиславского. И, не считаясь с тем, что подобная театральная награда уже существует, Михалков учредил собственную одноименную награду. Задним числом пришлось объявлять чуть ли не о совместном детище – одни премии будут по-прежнему театральными, но одна, которая равнее других, по определению Оруэлла, будет отмечать служение музе кино.
Вообще дирекция фестиваля рассказала, что в этом году на Московский фестиваль выстроилась такая очередь из звезд, что пришлось отказывать. Само собой, звездные прогулки недешево стоят, но об этом предпочитают не говорить.
Соотношение государственных и частных денег остается прежним – государство выделяет на фестиваль примерно 85 млн. руб., спонсорский пакет тянет на 1,5 млн. долл., то есть частные деньги составляют примерно половину фестивального бюджета. Вне всякого сомнения, фестиваль стоит куда дороже. На одних только звезд запросто уйдет как минимум спонсорский пакет, а прожить на официально выделенные государственные деньги нереально.