Лет десять назад, когда в академических залах впервые зазвучала старинная музыка в аутентичном исполнении, это воспринималось как настоящая революция. Звучание старинных инструментов, голоса певцов, лишенные вокальных красот и обертонов, знакомили слушателей с совершенно иным пластом музыкальной культуры и вызывали восторг своей необычностью. Их было практически не с кем сравнивать. Но за последние годы ситуация сильно изменилась. В Москву приезжает все больше западных ансамблей старинной музыки, и появилась наконец возможность сопоставить стиль отечественных исполнителей аутентики с тем, что делают их западные коллеги. А уж если Академия старинной музыки Татьяны Гринденко (один из первых в стране коллективов, освоивших аутентичную манеру) выступает буквально на следующий день после концерта французского ансамбля «La Poene Harmonique» (его выступление организовал Русский фонд старинной музыки совместно с Французским культурным центром) сравнение напрашивается само собой.
В обоих случаях программа состояла из произведений, редко звучащих в концертных залах. Академия сделала ставку на итальянцев. Изюминкой ее программы стали сонаты для виолончели Доменико Габриелли (в XVII веке он доказал современникам, что этот инструмент может быть сольным) и любовные мадригалы Луццаски и Монтеверди (название одного из них «Настраивая лютню» дало название всему концерту). «La Poene Harmonique» привез французскую диковину: придворные арии и музыку к балетам эпохи Людовика XIII. Большинство из них сочинил Антуан Боссе – композитор, популярный в XVII столетии, дослужившийся до званий Королевского секретаря и Музыкального Суперинтенданта. Неизвестный у нас Боссе писал красивую, гармоничную и легко запоминающуюся музыку. И по мере возможности экспериментировал. В его ариях звучали обработки французских, испанских и других народных мелодий и ритмов. А в одной даже явственно слышались восточные, арабские мотивы. Наверняка ни королю, ни придворным во время концертов не приходилось вежливо скучать.
Не скучно было и слушателям «La Poene Harmonique», собравшимся в зале «Манеж» театра «Школа драматического искусства». И дело даже не в том, что музыканты играли на старинных инструментах: лютне, старинной гитаре, сопрановой и басовой виолах. А певцы: Клэр Лефийяр (сопрано), Брюно Ле Леврер (контр-тенор), Жан-Франсуа Новелли (тенор), Арно Марзорати (бас) завораживали красотой звука. Концерт по сути своей напоминал театральный перформанс. Певцы исполняли арии, сопровождая их жестами (точь-в-точь, как в эпоху барокко), выходили на авансцену и снова отступали на маленький помост, устроенный за спинами музыкантов. И вели себя на сцене свободно и раскованно, будто играя роли придворных музыкантов, с легкой иронией следуя музыкальным и театральным условностям далекой эпохи.
В Малом зале, где выступала Академия старинной музыки, атмосфера была иной. По части технического совершенства наши музыканты ни в чем не уступали своим западным коллегам. Но играли серьезно, как и полагается на чинном академическом концерте. Впрочем, сколько музыкантов-аутентистов, столько и манер исполнения старинной музыки.