Сегодня проводить фестивали необыкновенно модно. Это и способ себя показать, и возможность на других посмотреть. Причем мода эта не только российская. Мы в данном случае даже слегка в хвосте мирового фестивального движения. Есть и театры, которые существуют от фестиваля до фестиваля, создавая спектакли именно с расчетом поразить коллег и начать плавное передвижение по миру из одной точки в другую. Такие спектакли и такие фестивали привлекают внимание профессионалов, но, как правило, остаются без внимания зрителя. Зритель такого рода фестивальному движению, строго говоря, не нужен. Его интересы здесь вовсе не главные.
Фестиваль «Арлекин» задумывался и создавался совсем с другими целями. И по мнению Александра Петрова, художественного руководителя «Зазеркалья», и по мнению его коллег, приглашенных на фестиваль, детский театр переживает сегодня определенный кризис. К их точке зрения следовало бы добавить, что не только детский, однако «Арлекин» во главу угла ставит проблемы искусства для детей, прекрасно осознавая, что происходящее сегодня в детском театре определяет, каким будет завтрашний зритель как таковой.
Для детей же ныне работать непрестижно и невыгодно. Советская система поддержки искусства, обращенного к ребенку, рухнула. Новой не возникло. Для того чтобы поставить хороший (читай – конкурентоспособный) спектакль для детей, сил приложить и средств затратить нужно не меньше, а часто и больше, чем работая для взрослых. Детский зритель, с одной стороны, гораздо более искушен благодаря телевидению, а с другой – невероятно категоричен и не готов прощать дядям и тетям, играющим на сцене, никакой фальши. К тому же ситуация внутри театрального цеха сложилась такая, что славу и известность режиссеры и артисты обретают, работая для взрослых.
Создатели фестиваля «Арлекин» попытались сформулировать и попробовать претворить в жизнь механизмы, которые позволили бы поднять в глазах художников престижность постановки именно детских спектаклей. Это проблема не только внутрицеховая. В ней не может быть не заинтересовано общество как таковое. Если оно, конечно, думает о своем будущем.
Свой первый фестиваль «Арлекин» провел как пилотный. Строгого отбора спектаклей-участников не было. Задача состояла в другом: показать реальную картину сегодняшнего состояния детского театра – и драматического, и музыкального. Театры обеих столиц представляли Московский детский музыкальный театр им. Н.И. Сац с «Русалочкой», «Зазеркалье» со «Сверчком на печи» и «Финистом Ясным Соколом», Театр Ленсовета, показавший работу «Кролик на Диком Западе», ТЮЗ им. А.А. Брянцева с «Очень простой историей» и питерский театр «Комедианты» со спектаклем «Ехала деревня мимо мужика». Из российской провинции на «Арлекин» были приглашены: «Каштанкины сны» Мичуринского драматического театра, «Маугли» Рязанского театра для детей и молодежи, «Маленький принц» Вологодского ТЮЗа и «Лови удачу, Жеспер!» Орловского театра для детей и молодежи. Несмотря на отсутствие экспертного совета (дирекция фестиваля выбирала спектакли по своему усмотрению), программа «Арлекина» оказалась очень интересной. В ней не было представлено откровенно провальных работ. А «зазеркальный» «Финист», спектакль «Комедиантов», мичуринская и вологодская работы могут быть смело включены в репертуарную афишу любого фестиваля, даже с самыми строгими критериями отбора.
Программа «Арлекина» показала и главную проблему сегодняшнего детского театра – он проигрывает именно тогда, когда начинает состязаться на территории противника, с телевизионными шоу и голливудской анимацией. В данном случае лучшее, что может предложить театр – живое сиюминутное общение, – теряется по дороге, а слабая техническая оснащенность и актерская неготовность к подобным сценическим экспериментам превращает подлинное в суррогат.
«Арлекин» замышлялся не только как фестиваль. В перспективе (уже в следующем году) по его итогам лучшему детскому спектаклю страны будет вручена одноименная национальная премия. Предполагается, что это будет не только миниатюрная скульптура, созданная замечательным петербургским ювелиром Андреем Анановым, но и денежный грант, который театр-лауреат сможет потратить на создание нового детского спектакля.
На открытии фестиваля Александр Петров объявил, что первый «Арлекин» будет вручен и в этом году. Имя этого человека создатели фестиваля определили для себя в тот момент, когда замышлялась национальная премия. Их выбор был единственно верным. Зиновий Яковлевич Корогодский, чье имя связано с блистательными десятилетиями ленинградского
ТЮЗа, режиссер-легенда, многие спектакли которого и сегодня по прошествии многих лет кажутся абсолютными шедеврами, не мог не быть единственным претендентом на первую национальную премию в области детского театра. Равного ему не было долгие годы, нет и сейчас. По иронии судьбы Зиновия Корогодского хоронили в день открытия «Арлекина». Ирония судьбы┘ или благословение. Время рассудит. Хочется верить во второе, дело придумано и начато благое. Не только для тех, кто делает театр, но и для тех, кто его смотрит.