Почти все республики бывшего нерушимого Союза, включая даже и воюющий Таджикистан, и горделивых европейцев-прибалтов, и завоевавшее лидерство в сегодняшней Евразии узбекское кино, представили свои новые работы на этот ежегодный московский киносмотр.
На Форуме, который проводит Конфедерация союзов кинематографистов, в этом году обнаружилось: рано оплакивать распавшиеся творческие связи и утраченные потенции отдельных киностудий, предоставленных самим себе в своих суверенных государствах. Москва – alma mater многих студийных поколений – вновь объединила таланты, которым в высокой степени свойственно то, что теперь модно называть «национальной идентичностью», а проще – самобытностью. И еще две особенности сегодняшнего кинопоказа.
Первая – подавляющее большинство картин врубается в живую каждодневную действительность, никак не сглаживая ни ее бед, ни испытаний, но горячо взывая к добру и надежде. Говорят о самом существенном искренне и взволнованно. Таков, например, российско-казахский фильм «Шиза» Гульшад Омаровой, незадолго до Москвы показанный на Каннском фестивале, – жесткий, порой беспощадный рассказ о подростке, которого жизнь бросает в грязь и кровь, но душа его не гибнет, а мужает. А рядом, казалось бы, вовсе непритязательная, реалистическая, бытовая панорама киргизского села за последние десять лет в «Сельской управе» Эрнеста Абдыжапарова: вроде бы ничего особенного, а публика по окончании устроила овацию – столь яркими были людские портреты! Ну и, конечно, зрительские симпатии не уменьшились от продолжения лирических и полных юмора «Мальчиков в небе» узбека Зульфикара Мусакова, фаворита прошлого Форума-2003, который привез из Ташкента «Мальчиков в небе-2», опровергнув убеждение, что «дублер-второй» всегда слабее первого, то есть оригинала.
И вторая характерная черта завершившегося смотра – молодость абсолютного большинства участников: самые старшие из них рождения 1960-х, сорокалетние, а среди дебютантов и родившиеся в 1980-х, уже в новое время – а ведь за ними будущее!
«Аксакалы» на сей раз были немногочисленны. В этой миссии Форум встретил своего давнего любимца – известного рижского документалиста, ныне работающего в Израиле, Герца Франка, автора глубоких и трагических картин «Высший суд», «Человек Стены плача», «Флешбек», лауреата нашей премии «Ника». Он показал обаятельную «Дорогую Джульетту» – о памятнике шекспировской героине в Вероне, предмете векового поклонения и любви.
Ну а наша Россия – как выглядела она в столь красочном окружении? Не подвела. Представила на открытии необычный, чуть странный фильм «Ночь светла» Романа Балаяна по сценарию, написанному им вместе с Рустамом Ибрагимбековым. Действие происходит в интернате для слепоглухонемых, здесь действительно свет, побеждающий тьму недуга. Вспомнив, что Балаян постоянно работает в Киеве, являясь, следовательно, кровным украинским мастером при своем армянском происхождении, а Ибрагимбеков – азербайджанец, накрепко связанный с русским национальным искусством, признаем, что принцип интернационализма, торжествуя в московском Киноцентре, реализовался и тут. Любопытно, что и Россия на экране Форума оказалась многонациональна: так якутская киностудия «Сахафильм» продемонстровала уникальную короткометражную ленту «Старик» студента московских Высших курсов сценаристов и режиссеров Никиты Аржакова – талантливая учебная работа вышла на финальный виток Форума. Нельзя умолчать и о вкладе маститой кинематографической Украины в программу – корифей Киева Михаил Беликов в трагикомедии «Золотая лихорадка» воскрешает наше общее советское прошлое поры сталинизма в тонах фантастического гротеска.
Статус Форума беспризовой, момент конкуренции и ожидания наград отсутствует, остается чистое соревнование. Выше речь шла лишь о программе игровых картин, но в залах Киноцентра бежали еще и красочные анимационные миниатюры, и обширная программа документалистов, а по утрам фанаты классического кино и всегда заинтересованные прошлым нашего экрана иностранные гости могли любоваться бессмертными творениями Михаила Калатозова – от немой «Соли Сванетии» до «Красной палатки».