Карен Шахназаров привезет в Сочи одно из специальных событий – своего «Всадника по имени Смерть».
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Несколько лет организаторы «Кинотавра» пытаются выстроить конкурсную программу вокруг того или иного магического числа – очередного номера фестиваля. Но по объективным причинам, не зависящим от желаний устроителей, магические числа не поддаются. Если в 1992–1993 годах комиссии отборщиков приходилось просматривать от 300 до 450 полнометражных игровых лент более чем удовлетворительного профессионального качества и комплектовать обширную программу, в последующие годы ситуация в кинематографе ухудшилась. По словам Ирины Рубановой, директора программы российского конкурса, в прошлом сезоне на участие в конкурсе претендовали всего 44 ленты, от большинства которых сразу же пришлось отказаться по причине низкого кинематографического уровня. «Кинотавр – национальный фестиваль, – говорит Ирина Рубанова. На нем должны быть представлены две равно обязательные компоненты: картины известных мастеров и дебюты – «новое» и «классическое». «Классики» не всегда соответствуют, но не брать их фильмы неправильно, невозможно┘ К тому же должно присутствовать жанровое разнообразие». В поисках жанра и тематической новизны в конкурс порой попадают телевизионные ленты, низкопробная «проба пера» и халтура великих мастеров. Так, участниками XV «Кинотавра» станут откровенно хлипкие дебюты – «Рецепт колдуньи», снятый документалисткой Татьяной Воронецкой, не справившейся с игровым кино, и чудовищная мелодрама «Я люблю тебя» (режиссеры Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий), посвященная проблеме сексуальной самоидентификации. За мэтров «ответят» фильмы «О любви» и «Ночь светла», принадлежащие расслабившимся режиссерам – Сергею Соловьеву и Роману Балаяну. Всего в российской программе за 15 дней будет показано 17 полнометражных игровых кинолент. Большая часть картин пережила премьеру в Доме кино. Некоторые, например «72 метра» Владимира Хотиненко и «Игры мотыльков» Андрея Прошкина, несколько месяцев идут в московском прокате. Тяжелая артиллерия – свежие произведения Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн», «Водитель для Веры» Павла Чухрая и «Черный мяч» Хусейна Эркенова. Карен Шахназаров «Всадник по имени Смерть», «Курехин» Владимира Непевного и «Страсти по Марине» Андрея Осипова – внеконкурсные специальные события фестиваля. Судить игровое кино будут 13 кинематографистов, но имя председателя жюри пока неизвестно. Марк Рудинштейн предлагал высокую должность почетным чиновникам из конкурирующих государственных структур – Никите Михалкову и Михаилу Швыдкому, но те отказались.
В рамках XV «Кинотавра» пройдет конкурс дебютных короткометражных фильмов: 39 «коротышек» разного формата – игровое, документальное и анимационное кино. В отличие от прошлого года, когда программа ограничилась одним днем, конкурс будет проходить ежедневно. Судить дебютантов будет жюри во главе с дебютантом-победителем предыдущего фестиваля Геннадием Сидоровым. Неигровая программа «В зеркале документа», как всегда, отобрана тщательно и представлена новыми лентами разных тематических направлений. XI Международный фестиваль, проходящий в рамках «Кинотавра», состоит из 16 картин. Основным направлением программы станет жанр road movie. Жюри конкурса Международного фестиваля возглавит иранец Джафар Панахи, лауреат Каннского и Венецианского фестивалей. XI МКФ в Сочи откроют «Тайные агенты» Фредрика Шёндёрфера с Венсаном Касселем и Моникой Беллуччи. На фестиваль актеры не приедут, поскольку ожидают прибавления в семье, так что приглашенной зарубежной звездой «Кинотавра», возможно, станет американская актриса Сьюзен Сарандон.