Государственный Эрмитаж на прошлой неделе, похоже, решил развить уникальную инициативу, стартовавшую покупкой для музея Владимиром Потаниным «Черного квадрата» Малевича. На этот раз в Эрмитаж «вложились» сразу двое бизнесменов: губернатор Чукотки и футбольный фанат Роман Абрамович финансировали скромный проект создания рукотворной библиофильской книги «Саги об исландцах» всего лишь в десяти экземплярах, а частный коллекционер (хоть и не вошедший пока еще в «золотую сотню» Forbes) Владимир Логвиненко выставил в эрмитажных залах две картины Рубенса из собственной коллекции.
Как известно, лучший способ повысить значимость собственного имени – это взять и присоединиться к всемирно известному брэнду. Которым, без сомнений, является Эрмитаж. На выставочном стенде рядышком стоят две книги, а под ними подпись: экземпляр № 1 (из коровьей кожи, тюленьей шкуры, серебра, медно-золотого сплава и горного хрусталя) принадлежит Эрмитажу, а № 2 (из коровьей шкуры, серебра, медно-золотого сплава, льдистого кварца и горного хрусталя) – г-ну Абрамовичу. Надо сказать, что обе книги выглядят внушительно, красиво и даже элегантно. Кому будут принадлежать остальные восемь экземпляров из десяти, выпущенных издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга», остается тайной, сколько стоит это удовольствие – тоже. Сама же книга называется «Саги об исландцах»: четыре «родовые саги», которые рассказывают истории людей, живших в Исландии где-то с 930 по 1030 год.
Будто предугадывая дурацкий журналистский вопрос «Зачем Абрамовичу понадобилось финансировать подобное издание?», директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уже в пресс-релизе раскрыл «культурно-историческую» концепцию этой акции: «В исландских сагах лучше всего воплотился тот дух северной романтики, символичности и жестокости, который викинги вложили в основание российской государственности». В-общем, и основы государства российского вспомнили, и Эрмитажу подарок сделали, да и Абрамовичу слава российского мецената не повредит. Говорят, очень помогает для организации безопасности собственного бизнеса и преодоления препон и барьеров на тернистом пути его развития. Кстати сказать, в «фискальном» списке Forbes Роман Аркадьевич занимает «печальное» второе место, сразу за Михаилом Борисовичем (не Пиотровским, а Ходорковским). Что наводит на далеко не радостные размышления.
Эрмитаж для г-на Логвиненко оказался прежде всего «режимным объектом». Думаю, служба безопасности музея по уровню обеспечения этой самой безопасности как для экспонатов, так и для людей уступит разве что кремлевской, да и то вряд ли: недаром г-ну Пиотровскому глав государств, олигархов и «звезд» приходится принимать едва ли не чаще, чем, скажем, нас, простых и незаметных журналистов. Надо сказать, что Эрмитаж, пожалуй, был одним из первых музеев мира, который обратил внимание на творческое наследие Рубенса, в пику, например, гораздо более «раскрученному» на мировом художественном «рынке» Рембрандту. Так что согласие музея на долговременное хранение и экспонирование двух картин из частной коллекции Владимира Логвиненко выглядит вполне последовательно и закономерно.
Другой вопрос: как г-н Логвиненко рискнул или даже посмел «выставиться» в компании с музейными Рубенсами? Очевидно же, что две «кабинетные» работы – «Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов», атрибутированные как «П.Рубенс и мастерская» (одна – 1620-е, другая – начало ХYII века), будут проигрывать рядом с эрмитажными шедеврами да и вообще просто затеряются среди них. К тому же хорошо известно, что повторение уже созданных композиций Рубенс поручал своим ученикам и помощникам, сам же лишь «проходился» по произведению «рукой мастера»: так что вопрос его авторства становится лишь темой для дискуссий. С другой стороны, приятно, когда кто-то что-то дарит или даже просто выставляет на обозрение публики. А когда это «что-то» экспонируется в Эрмитаже, то, опять же процитирую г-на Пиотровского: «выполняется великая музейная функция – делать искусство доступным людям».
Санкт-Петербург