0
817
Газета Культура Интернет-версия

17.05.2004 00:00:00

Все то

Тэги: кончаловский, театр, чехов, спектакль


У Чехова «Чайка» называется комедией, спектакль, который поставил Андрей Кончаловский, наверное, правильнее было бы определить как «сцены из деревенской жизни». Чем больше времени проходит после спектакля, тем очевиднее его расчлененность на сцены-фрагменты, сцены-планы: дуэт Нины (Юлия Высоцкая) и Тригорина (Алексей Серебряков), крупный план Нины, крупный план Тригорина, в финале «ненужные» действующие лица буквально уходят на второй план, за прозрачный полог, «камера» же выделяет и укрупляет двоих – Дорна (Евгений Стеблов) и Тригорина. Вода на сцене – настоящая, подстреленная чайка – как живая.

Поскольку премьеру играли в рамках фестиваля «Черешневый лес», то и публика была соответствующая: по саду «Аквариум» разгуливали пары, наряженные в костюмы далекого прошлого, всех гостей угощали черешней (кажется, немытой, но никаких неприятных последствий это не повлекло), разговоры были исключительно великосветские, не в пример тем, что ведут приземленные чеховские герои.

Ради того, чтобы продлить радость человеческого общения, премьеру перенесли на без четверти восемь. Играть премьеру в таком зале – тяжкое испытание для актеров (минут за десять до финала, около одиннадцати, некоторые зрители первых рядов вдруг потянулись к выходу – вероятно, спеша к последней электричке).

«Чайка» Кончаловского – красива. Даже – очень. Лет десять тому назад он ставил ту же самую пьесу в парижском «Одеоне», и оттуда перекочевала сценография Эццио Фриджерио, декорации которого восхищали московскую публику в спектаклях Джорджо Стрелера. Прекрасны они и в «Чайке»: тюлевый занавес, скрывающий в дымке бурную и буйную зелень и само колдовское озеро, выбеленные доски сцены – деревенского дома или же мостков, ведущих от дома к водоему, основательная мебель старого деревенского дома (европейская чистота и стерильность картинки поначалу даже немного мешают, кажется, что и актеры – не наши: так свободно, к примеру, и нарочито по-русски работник Яков голышом сигает в воду). Прекрасны и заново – для московской премьеры – придуманные костюмы Рустама Хамдамова, лишенные какой бы то ни было театральной условности (скорее, кинематографически-прекрасные: богато декорированные платья Аркадиной напоминают вдруг про эпоху «Рабы любви», а Розанова, думается, неслучайно повторяет пластику героинь немого кино).

Не все понятно, но у Чехова и должна быть некоторая загадочность, к этому публика готова всегда. И скучно немного, что тоже входит в обязательные условия игры. И местами смешно. Кончаловский обещал «просто повторить текст» и при этом не обидеть Чехова. Он ставит Чехова так, как будто не было и не летает вокруг других десятков и сотен «Чаек», поэтому нельзя упрекнуть его в том, например, что в его спектакле Аркадина ловко садится на шпагат и неловко пытается встать, точь-в-точь, как это делает актриса N. в спектакле NN. Или что Нина укутана в белое покрывало, как Х. в спектакле Y. А Треплев (особенно – после антракта, во второй части спектакля) патологически странен, а его движения болезненно резки, как там-то и там-то и где-то еще┘ Все это и вправду ничего не значит и не мешает ни Кончаловскому, ни даже публике, которая не заподозрит постановщика в случайных или неслучайных заимствованиях. В конце концов, было и так, и эдак, по-всякому. И даже с теми же самыми актерами.

Актеры – пожалуй, самое интересное, что или, вернее, кого «нашел» Кончаловский. Он вернул на сцену Ирину Розанову, когда-то бывшую одной из первых актрис Малой Бронной, а также Серебрякова, после «Федры» Виктюка не знавшего значительных театральных успехов. Розанова у Кончаловского играет Аркадину, а Нину – Юлия Высоцкая. К участию последней было, не скрою, изрядное предубеждение. Но она его как-то очень свободно, очень естественно преодолевает: Нина Заречная в исполнении Высоцкой чрезвычайно свободна, простодушна и – уверена в себе. В ней – та деревенская простота и красота, та свежесть (даже свежесть голоса), которые, можно понять, могли пленить не одного Треплева, но и Тригорина (как пленили уже не Заречная, а Высоцкая реального Андрея Кончаловского), которой достает, чтобы сыграть символистскую дребедень о Мировой Душе, но мало для провинциальной сцены.

Пока что сохраняется разнобой в игре тех, например, кто пришел в спектакль «со стороны», и актеров Театра имени Моссовета – Евгения Стеблова и Анатолия Адоскина (Сорин), а также Ольги Анохиной (Полина Андреевна), роли которых вышли ярче, голоса – увереннее. Но «Чайка» – из тех пьес, каждому новому прочтению которой радуешься и тогда, когда находишь хоть что-то новое. Поэтому внимание притягивает то, что находится пока что в «зоне неуверенности» и некоторой неопределенности: Нина, Треплев и Тригорин, а из них троих больше всего – двое первых. Кончаловский вдруг открывает в них сходства, которые, быть может, сильнее всего помешали им найти друг друга: оба – непризнанные родными, оба существуют на неприметной грани меж талантом и его отсутствием, оба трагически переживают свой жребий и приходят к финалу к краху всех своих надежд. Так что самоубийств в этой истории может оказаться не одно, а целых два.

Вообще в семье Михалковых есть такой особый дар: даже когда ее представители говорят очевидные банальности, всем известные «низкие истины» произносятся (и звучат!) как откровение. Иногда это раздражает. В данном случае – нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1607
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1803
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1915
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4286

Другие новости