Выставочные площадки Москвы заполнила фотография. Пятая международная фотобиеннале прочно приковала к себе внимание, и, казалось бы, все желающие в эти дни посмотреть что-нибудь «художественное» неизбежно будут обречены на созерцание разного размера снимков. Именно так бы оно, наверное, и было, если б Французская ассоциация содействия искусствам (AFAA) не представила в Центральном доме художника проект под названием «Цифровое Арт Видео» (впрочем, в рамках того же самого фотобиеннале).
«Цифровое Арт Видео» – подборка работ зарубежных художников, работающих в области сетевого искусства. Нет-арт появился сравнительно недавно, создается при помощи современных компьютерных технологий и ориентирован в основном на размещение и репрезентацию в интернете. В ЦДХ же, конечно, установлены две большие плазменные панели.
Россия не может похвастаться большим числом известных сетевых художников. А пик острого интереса к нет-арту уже миновал (хотя это не значит, что этот вид искусства больше не развивается) и сейчас начинается своеобразное осмысление пути, который прошел этот вид искусства. В сущности, «Цифровое Арт Видео» – подборка видеороликов, сделанных в различной манере и отражающих многообразие техник нет-арта.
Когда сетевое искусство только зарождалось, внутри него было заметно увлечение достижениями высоких технологий. Когда смотришь на «Цифровое Арт Видео» складывается скорее обратное впечатление: налицо демистификация хай-тека, порой – даже страх перед ним. В этом отношении характерен фильм «Зеркало смерти» группы «Kolkoz». Сначала идут кадры съемки интерьеров дома бытовой аналоговой видеокамерой; затем – те же интерьеры, но уже представленные в компьютерной графике. Зритель переносится в похожую на знаменитый «Doom» компьютерную игру и в определенный момент перестает понимать кто он: «охотник» или тот, на кого охотятся. Применяя самую разнообразную технику съемки (вплоть до анимации), художники, очевидно, стремятся показать изнанку виртуальной реальности. «Бойся того, что есть у нас сегодня», – предупреждает один из титров.
Отдельные приемы сетевого искусства уже вполне устоялись, стали общим местом. Так, нередко в кадре появляется курсор, воплощающий «упорядочивающее», «координирующее» начало фильма и, таким образом, носящий сюжетообразующую нагрузку. Притягивает внимание и странная медитативность этих роликов: плавно трансформирующиеся предметы, медленно меняющиеся цвета – все это словно пришло из снов безумного программиста.