Московская фотобиеннале становится все громче. Десятки выставочных площадок, тысячи фотографий, сотни тысяч зрителей. Громадный хэппенинг, устроенный Московским домом фотографии. Всю прошлую неделю вернисажи сменяли друг друга – новые выставки открывались с периодичностью в 2–3 часа. Сгоревший Манеж здорово напряг организаторов – ведь именно в нем планировалось разместить значительную часть работ. Пришлось в срочном порядке искать замену. Очередная серия выставок открыта в Музее современного искусства на Петровке. Среди них – «Раскрашенная фотография 1890–1910» и «Украинская сельская фотография из коллекции Николая Бабака», «Лица Волги» (эта выставка подготовлена ГЦСИ Нижнего Новгорода) и «Южные города России» Игоря Мухина. А «Петровский Пассаж» приютил несколько итальянских проектов биеннале.
Фотография – это документ эпохи. Только она может восстановить, что в декабре 1997 года некая бабуля, замотанная в платок, подобрала на одной из улиц обширного Краснодарского края замерзающего голубя. И это увидел фотограф Владимир Семин, проходящий мимо. А его работа стала частью одного из городских проектов биеннале.
История состоит из несущественных поступков и несущественных людей. Фотобиеннале показывает мир без преувеличений. Это очередная попытка увидеть конкретного человека, выделить его из массы. Через 50 лет все эти фотографии будут уже антиквариатом. А почти все эти люди – воспоминанием, в лучшем случае. Это хорошо показывает выставка украинской сельской фотографии XX века. Старые карточки выглядят трогательными и теплыми.
Быт 50-х годов стал поэзией наших дней. «Колхозный бык Лужок и зоотехник», «Групповой портрет с трактором», «Межрайонные курсы баянистов». Или «Ванюсь Залозный в рубахе-«гуцулке». Эти фотографии никогда не выставлялись, их появление в музейном пространстве неожиданно, но они как нельзя лучше передают аромат своего времени.
Передать реалии эпохи при наличии определенной техники не такое уж трудное дело. А вот передать вместе с этими реалиями еще и свое отношение к происходящему, – сложнее. Об этом задумываешься, когда попадаешь на фотобиеннале в «Петровский Пассаж». Картинки из глянцевых журналов отлично вписываются в интерьер торговых залов, все гладко и стерильно. Взгляд рассеянно скользит, не останавливаясь ни на чем.
Особняком стоят работы Луиджи Гирри с названием «Профили облаков». От них веет покоем: дом в поле, травы у края дороги или снежная медитативная зима. Такие вещи выдергивают человека из суеты, зовут куда-то, туда, где теннисный стол на пляже, дорога под облаками и арка стоит в чистом итальянском поле, как стул дома на полу. Очень романтично.