0
816
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2004 00:00:00

Необыкновенный концерт у Дома музыки

Тэги: ника, премия, кино, фестиваль


ника, премия, кино, фестиваль Валентина Березуцкая, получившая «Нику» за исполнение главной роли в фильме «Старухи»: «Да здравствуют все старухи в мире!»

«Ника», утратив в конкурентной борьбе юношеско-кавээновский запал, переехав в стеклянный дворец на Красных холмах, на глазах преобразилась, превратившись в солидную «взрослую» премию. Может, в этом и был смысл создания «Золотого орла» – своим официозом оттенить праздничность первой российской кинопремии? Впрочем, на этот раз здесь про «Золотого орла» ни разу и не вспомнили, а официоз появился только с появлением министра кульмаскома Александра Соколова, который прочитал приветственное послание президента.

Выбор киноакадемиков – увы – был совершенно предсказуем. Ни у кого не вызывало сомнений, что лучшим фильмом станет «Возвращение», а до этого приз за режиссуру получит Вадим Абдрашитов за «Магнитные бури», за них же лучшим сценаристом назовут Александра Миндадзе, лучшим актером станет Виктор Сухоруков за роль Павла Первого, а лучшая женская роль второго плана опять уйдет к Инне Чуриковой за не слишком удачную роль в картине Станислава Говорухина «Благословите женщину».

Неожиданным стало лишь решение академиков отдать «Нику» за мужскую роль второго плана сразу двум актерам – Андрею Панину и Сергею Маковецкому, но так уж причудливо распределились голоса. Причудливо, но справедливо.

И немного неожиданно, но, думается, абсолютно справедливо стало присуждение «Ники» за лучшую женскую роль Валентине Березуцкой, пожилой, не очень известной, не очень удачливой актрисе, которая лишь на старости лет дождалась своего режиссера – ее «открыл» Геннадий Сидоров в фильме «Старухи». Что и говорить, бабка бесподобная.

В каком-то смысле бесподобным оказался и тихий герой всех премий и фестивалей 2003–2004 года Андрей Звягинцев. Галстук или бабочку он, похоже, потерял где-то в гуще какого-нибудь предыдущего фестиваля, да и белые мягкие туфли-тапочки были не совсем под стать событию. Впрочем, ему легко удалось отвлечь внимание публики от не совсем «уставного» внешнего вида своей короткой, но яркой речью. Начало его речи, несомненно, было достойно лауреата национальной кинопремии: «Мне так надоела эта мизансцена, – устало сказал он, подойдя к микрофону со статуэткой в руке, – уж столько раз все это было, что┘» В общем, на родной, отечественной премии режиссер года сломался. Ну действительно, чего пристали?

Всегда сдержанный Андрей Панин на сей раз решил повалять дурака перед камерой. Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Великая вещь инерция. Конечно, академики вправе голосовать как считают нужным, тут уж ничего не попишешь. Но, справедливости ради, очень сильные соперники были у «Возвращения». Если «Старухи» и «Коктебель» все же проигрывали «Возвращению» по многоликости идей и проблем, заложенных в нем, то «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова – это безусловное откровение даже для столь сильного и маститого режиссера. Жаль, что мощный эмоциональный заряд, что несет этот фильм, эта страшная антиутопия, это зеркало, в которое словно смотрится вся страна и видит себя отупевшей, внутренне обнищавшей, агрессивной и бездумной толпой, жаль, что чуть-чуть не долетел этот заряд до умов и сердец тех, кому дано право выбирать. Но – выбор есть выбор.

Можно не соглашаться с тем или иным решением академиков (например, на наш взгляд, Павел Первый – не лучшая роль Сухорукова, а без пяти минут великая Чурикова просто на автомате сыграла в фильме Говорухина слабенькую роль псевдо-Фаины Раневской).

Что-то можно приветствовать, как со свистом и радостным гоготом приветствовал зал награждение «Никой» маэстро Шнурова за музыку к «Бумеру», отдавая должное определенной «неакадемической» смелости академиков. Но факт налицо: в этом году было не стыдно ни одной секунды. Не возникало вопроса, зачем нам кинопремия (какое там, даже две!), если нет кино. Никто не оглядывался на конкурирующего «Орла» и не пытался «назло надменному соседу» проголосовать как-нибудь совсем иначе, чтобы они там, понимаешь, не думали┘

Наконец главным действующим лицом уже взрослой «Ники» стал не Юлий Гусман, не Инин с Аркановым, не кинокапустник, а самое что ни на есть кино. То, что наше, отечественное, казалось бы, всеми нами и Богом забытое кино стало, наконец, предметом всамделишного, непоказного интереса – это и есть смысл того, что происходило на Красных холмах. Сделан первый шаг после долгой болезни.

Выходящую из ММДМ очень далеко за полночь толпу гостей встречал салют прямо над головами. Падая на скопище припаркованных машин, он взывал к жизни десятки сигнализаций, сопровождаемый миганием десятков фар, словно салют с земли, и получился феерический концерт под открытым небом, какого не слышал совсем еще молоденький Дом музыки. Привыкай, теперь ты немножко и Дом кино.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
740
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2483
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1673
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1293

Другие новости