Квентин Тарантино и его 'кровавая муза' Ума Турман уже собираются на Лазурный берег.
Фото Reuters
Через три недели – очередной Каннский фестиваль. Программу уже объявили. Нас там нет. Александр Сокуров как обещал, так и не привез в Канны свою новую картину. А больше никого из русских директор Каннского фестиваля Жиль Жакоб не любит. Ну по крайней мере так трепетно, как Сокурова.
Это жаль, потому что тезис «Наше кино никуда не годится» в последнее время не только стал очевидным общим местом, но и утратил свою актуальность. Мы сами почти потеряли веру в собственный кинематограф и теперь не только не удивляемся, что это сделали и все остальные, но даже нисколько не расстраиваемся. Но справедливости ради – что, разве все фильмы, что доводится смотреть на крупных фестивалях – в Берлине, Каннах, Венеции, других, рангом пониже, – это все настолько лучше нашего прошлогоднего «Бумера», «Магнитных бурь», «Коктебеля»?
Если говорить о новых фильмах, то неужели, скажем, «72 метра» Владимира Хотиненко не смог представлять наше кино на каком-нибудь (не побоимся даже – Каннском) фестивале? Ничего смешного, право. Крепкое, профессиональное, мейнстримовское кино. И коль скоро сразу на ум лезет сравнение с «К-19» (имевшей большой успех в Венеции два года назад) Кэтрин Бигелоу с полумужественным Харрисоном Фордом – кто возьмет на себя смелость утверждать, что эта поделка хоть в какое-то сравнение идет с картиной Хотиненко, не лишенной, разумеется, недостатков?
Мы, конечно же, сами себе изрядно подмочили репутацию фильмами последнего десятилетия, низвергнувшись с высокой планки советского кино в болото пустейшей чернухи и неумелой развлекаловки. Но наивно думать, что Запад, избалованный Тарковским, ждет от нас только гениальных свершений. Ведь как понравился несколько лет назад в Каннах фильм Павла Лунгина «Свадьба» – приличный по части режиссуры, но беспомощный по части всего остального, такой умело разрисованный лубок. Они ведь там тоже не всегда святее Папы Римского в смысле вкуса.
В прошлом году нам кинули кость в виде невиданного успеха сначала в Венеции, далее везде фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Но, объективно говоря, «Коктебель» ничуть не хуже, «Магнитные бури» просто сильнее и мощнее по всем статьям. Но так легла фишка. И теперь будет считаться, что нам еще как минимум на пару десятилетий успеха хватит. Что поделаешь, потерять невинность легко, а чтобы вернуть ее, нужно хирургическое вмешательство. И о-очень большое желание.
Два слова о программе Канн-2004. Многие заранее потирают руки, ожидая ну очень нестандартных решений жюри, возглавляемого Квентином Тарантино. Хотя, зная нравы и порядки Каннского фестиваля, трудно предположить, что здесь вообще что-либо может обойтись без всесильного Жиля Жакоба, бессменного директора фестиваля. Именно он определяет основные интриги Каннского праздника кино.
Кстати, конкурсная программа не сказать чтобы уж очень пестрела именами великих, хотя известных имен в ней достаточно. Из тех, кто на слуху, в конкурс привезли свои фильмы плодовитые братья Коэны, кудрявый Эмир Кустурица, нежный Вонг Кар-Вай, неугомонный обличитель Майкл Мур, расследующий ситуацию в Америке после 11 сентября. Подоспела вторая часть уморительного мультика «Шрек». Официальная внеконкурсная программа в этом году обширна и представляет такие имена, как Аббас Киаростами, Жан-Люк Годар, сам Квентин Тарантино. В Каннах, кстати, Тарантино вынесет на суд публики вторую часть кровавой комедии «Убить Билла», где, как говорят, рядом с морями крови плещется море любви. Здесь, в Каннах, начался восход Тарантино к Олимпу мировой славы. Как бы ему тут и не закончиться. Все-таки слегка освистанное в 1994 году «Криминальное чтиво», получившее тогда «Золотую пальмовую ветвь», и рядом с «Биллом» не стоит по части удалых экспериментов, всяческих драматургических ванек-встанек. Фильмом открытия станет «Плохое воспитание» Педро Альмодовара, еще одного хулигана мирового кино, которому, однако, раз к разу удается возносить мелодраму к высотам изощренного психологического кино.