Исполнительницы главных ролей фильма 'Девушки с календаря' Джулия Уолтерс и Хелен Миррен в жизни не прочь попозировать во время традиционного файв-о-клока.
Фото Reuters
Фестиваль возник в 2000 году при поддержке Британского совета России, обрел популярность и стал ежегодным мероприятием, дающим возможность увидеть новое «региональное» кино Великобритании. Почти все картины – на современную тему. Многие имеют скромный бюджет и произведены при участии ТВ-каналов режиссерами, сотрудничающими с телевидением. «Телевизионность» – традиция кино Британии, где многие кинематографисты – Линдсей Андерсон, Джон Шлезингер, Кен Рассел, Кен Лоуч провели профессиональную молодость, создавая рекламные ролики и короткометражное неигровое телекино. Максимум смысла за минимум времени – строгая школа европейского TV учила укладываться в бюджет и производить разумную добротную продукцию, интересную огромной аудитории.
Британские фильмы уникальны универсальностью. Как правило, они имеют отменно увлекательный сюжет. Несколько уровней сложности. Лукавый хеппи-энд, поставленный в нужный жизнеутверждающий момент. И почти всегда хотя бы одну неблагополучную линию, умеряющую всеобщее ликование. В фильме «Девушки с календаря» (Calendar Girls, 2003) – зрительского женского варианта «Полной обнаженки» – героине в исполнении великолепной драматической актрисы Хелен Миррен надоедает домохозяйничать и зевать в дамском клубе. Она добивается сенсационного общественного успеха, но у мужа начинается кризис, а сын погружается в депрессию. Картина «После жизни» (Afterlife, 2003) Алисон Пиблс производит впечатление гимна бабскому эгоизму. Мать семейства (Ширли Хендерсон) умирает от рака и завещает дочь-дауна своему журналисту-сыну (Кевин Маккид, один из самых популярных молодых британских актеров). Сын любит мать и сестру, но противится – ему предлагают выгодный контракт, он собирается уехать в Америку и хочет жениться. Последний кадр – парень бредет вдоль моря в обнимку с сестрой, поставив крест на себе как социально активном мужчине.
В этом году лишь один фильм фестиваля – Bodysong (2003) Саймона Паммелла – сделан при участии Film Four, отдела «Четвертого канала», долгие годы бывшего основным финансистом альтернативного кино. Появившись в 1982 году как ответ на потребности национальных меньшинств, канал обрел славу в качестве плацдарма британского «социального реализма» – «черный юмор» + острые общественные проблемы. Герой Bodysong – человеческое тело. Хрупкое, надежное, загадочное, оно рождается, живет, умирает, подвергается надругательству и болезням. Но никто так не насильничает над собственным телом, как его обладатель. Лента, получившая в 2003 году приз «Лучший британский документальный фильм», использует хроникальные материалы за сто лет существования кино – от первых совместных картин Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана до репортажей из горячих точек. Дотошное внимание к плоти – популярнейшая тема современного западного кино, сопротивляющегося губительной чрезмерности интеллекта. «В моей коже» Марины Де Ван, «Порнократия» Катрин Брейя, «Убитые молнией» Евгения Юфита и даже «Страсти Христовы» – стенания по поводу кризиса физиологии, подавляемой разумом и долгом. Другие наиболее интересные фильмы программы – «На посошок» (One For The Road) Криса Кука и «16 лет запоя» (16 Years of Alchohol) Ричарда Джобсона. Типичные трагикомические английские дебюты. Алкоголизм – «наш ответ Чемберлену»: социальную самодисциплину компенсирует саморазрушение, экзистенциальную хандру – апатичность опьяненной мысли. К сожалению, этих картин российский зритель не увидит. В прокат выйдет более смотрибельное кино – «Девушки с календаря», «Мать» Роджера Митчелла, грустная комедия положений, а также биографическая самоироничная лента «В Америке» Джими Шеридана.
В этом году кинофестиваль прошел на месяц раньше, чем в предыдущие годы, и открыл цикл мероприятий, связанных с 70-летием Британского совета. Следующее юбилейное событие ожидается в июне. Театр Сheek by Jowl привезет спектакль «Отелло», поставленный знаменитым Декланом Доннеланом.