Чулпан Хаматова в роли мальчишки из спектакля «Мамапапасынсобака» очаровала «масочное» жюри.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Кажется, церемония открытия, которая проходила в Цирке на Цветном, на «Золотой маске» вышла лучше, чем заключительная церемония раздачи наград в Большом театре. Там были клоуны, обезьяны, Катя Гусева под купол поднималась безо всякой страховки (о чем на церемонии закрытия поведал залу глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой). А тут – чуть-чуть балетной массовки, небольшой фрагмент из «Ромео и Джульетты» Поклитару, выход басов┘ И в общем-то – все┘ То ли театр находится в глубоком кризисе, то ли «Маске» не хватило креатива, хотя вроде бы и кризиса никакого нет, и с креативом в «Маске» традиционно все было в порядке.
Лауреатов, вероятно, так застращали (в памятках, которые получил каждый номинант, между прочим, было сказано, что благодарить можно не долее 30 секунд), что ответные слова – в большинстве своем – вышли короткими и сухими.
Из того, что запомнилось: Александр Боровский, которого наградили за сценографию к «Ревизору» Александринского театра, успел, например, поблагодарить Николая Васильевича Гоголя за великую пьесу «Ревизор». А министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, который вручал награды за поддержку театрального искусства России, в коротком приветственном слове в честь лауреата – телеканала «Культура» сумел ответить всем тем, кто испугался упреков министра в адрес журналистов (когда Соколов упрекнул прессу в том, что та превращается в кривое зеркало): поздравляя главного редактора телеканала Татьяну Паухову, Соколов заметил, что современное телевидение может быть высокопрофессиональным и – «незамутненным зеркалом».
Вместе с Эдуардом Бояковым церемонию вела Илзе Лиепа, которая призналась, что впервые ГОВОРИТ на сцене Большого.
Система сдержек и противовесов сработала, как обычно: где-то – удалось, где-то-крен, то есть «разумная достаточность» помешала объективности.
Честь выдавать оперные «Маски» выпала Святославу Бэлзе и Любови Казарновской. Премии разделили поровну: за лучшую женскую роль – Елене Вознесенской за партию Энн в «Похождении повесы», за мужскую – Александру Лебедеву («Жизнь с идиотом», Новосибирск), режиссерскую «Маску» отдали Большому театру, Дмитрию Чернякову, который поставил «Похождения повесы», а лучшим спектаклем признали новосибирскую «Жизнь с идиотом». Для «равновесия» дирижерскую премию отдали Алексею Людмилину, музыкальному руководителю башкирского спектакля «Кахым-туря». Как говорится, где Мездрич (нынешний директор Новосибирского театра оперы и балета) – там и «Маска». Борис Михайлович умеет организовать не только театральное дело, но и добиться адекватной его оценки.
Специальным призом отметили работу художника по свету Глеба Фильштинского («Похождения повесы»).
Зал на таких церемониях – самый лучший барометр успеха. Вызывают на сцену Фильштинского – и профессионалы откликаются одобрительной овацией. Объявляют, что приз зрительских симпатий достался «Пленным духам» Центра драматургии и режиссуры под управлением Казанцева и Рощина, – слышен всеобщий восторг. А премию за лучшую мужскую роль в драме Сергею Курышеву («Дядя Ваня» МДТ – Театра Европы) встречают вежливыми аплодисментами. Потому что рядом были работы Евгения Миронова (Лопахин в «Вишневом саде» Някрошюса) и Василия Бочкарева (Сила Грознов в «Правде – хорошо, а счастье лучше» Малого театра). Все были уверены, что выбирать будут между ними.
К финалу эксперты оставили в списке 15 режиссерских имен. Жюри можно было лишь посочувствовать. В итоге лучшим режиссером признали Льва Додина, оставив без наград, скажем так, не менее достойных Сергея Женовача, Валерия Фокина, Дмитрия Чернякова, Нину Чусову. Чернякову, впрочем, это «невнимание» тут же компенсировали: его спектакль «Двойное непостоянство» новосибирского театра «Глобус» получил награду в номинации «Лучший спектакль малой формы», а занятая в этом спектакле актриса Ольга Цинк получила еще и спецприз жюри. Лучшей же актрисой признали Чулпан Хаматову («Мамапапасынсобака», спектакль Нины Чусовой в театре «Современник»).
В «большой форме» «Маску» отдали Александринскому «Ревизору» Валерия Фокина, причем Алла Демидова особо отметила игру благородных стариков Александринки. Думается, что, даже если «Ревизор» получит следом еще и Госпремию, это не будет для этого спектакля и этого театра слишком много. «Ревизор» – пожалуй, лучший спектакль Фокина после «Превращения» и «Нумера в гостинице города N».
Чтобы хоть как-то загладить несправедливость по отношению к другой российской академии, к Малому театру, «Правде – хорошо┘», действительно одному из лучших спектаклей прошлого года, выдали спецприз «за ансамбль». Еще одну оплошность компенсировали спецпризом критики, который достался «Вишневому саду» Някрошюса. Премии за честь и достоинство достались иркутскому актеру, народному артисту России Виталию Венгеру и народному артисту СССР Борису Покровскому.
«Маску» за балет вручали Юлия Рутберг и Николай Цискаридзе. На лучшую мужскую роль в балете претендовали два артиста ГАБТа, оба за партии все в том же «Светлом ручье» – Сергей Филин (Классический танцовщик) и Геннадий Янин (Гармонист). Цискаридзе вскрыл конверт и объявил, что приз отошел к Янину. Через некоторое время фамилия Янина неожиданно прозвучала во второй раз – как лауреата спецприза – и вызвала гул недоумения в зале (спецприз для основного призера – вещь невозможная по уставу «Маски»). Через десять минут ведущие пояснили: ошибка вышла, дорогие товарищи, на самом деле лучшую роль в балете сделал другой артист – Сергей Филин...
С одной стороны, ошибиться может всякий, хотя ошибки такого рода особенно бессмысленны и досадны. Как выяснил обозреватель «НГ», в недрах штаба «Золотой маски» накануне вечером произошел технический сбой: кто-то из сотрудников неправильно написал фамилии лауреатов на открытках, по которым «вручанты» зачитывают имена победителей. Но почему работу усталых девочек никто не проверил? Ведь организаторы «Маски» не только доставили несколько горьких минут Филину, сделав его радость от награды запоздалой и неполной, но и обидели Янина, сначала дав ему приз, а потом отобрав его. Кроме того, элементарная вежливость требовала, чтобы ведущие извинились перед публикой, Большим театром и артистами. Ничего подобного не произошло. Фантазии хватило лишь на жизнерадостную реплику Илзе Лиепа: что-то вроде – то ли день сегодня такой, «то ли Коля Цискаридзе ошибся». Тем самым вину «Маски» фактически свалили на «вручанта». Эту версию Николай категорически опроверг, заявив обозревателю «НГ»: «Я прочел то, что было написано». Да и мудрено ошибиться, если у тебя в руках листок с одной-единственной фамилией...
К счастью, другие балетные награждения «Маски» изменений в процессе вечера не претерпели. Алексей Ратманский получил приз за лучшую работу хореографа («Светлый ручей»), что, несомненно, укрепит дух худрука Большого театра в его трудной работе. Опус французского хореографа Режиса Обадиа «Весна священная» в труппе «Русский камерный балет «Москва» стал лучшим спектаклем современного танца. Лучшей постановкой в балете назван «Балле империал» Джорджа Баланчина в Пермском театре оперы и балета. Расклад в целом больших сомнений не вызывает: лучше Баланчина и в самом деле никого нет, а в отсутствие сильного конкурента – Мариинки – Большой театр с действительно удачным «Светлым ручьем» однозначно не мог не выиграть.