0
1028
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2004 00:00:00

Анатолий Иксанов намерен действовать по уставу

Тэги: иксанов, габт, реконструкция, сезон, соколов


иксанов, габт, реконструкция, сезон, соколов Анатолий Иксанов и Алексей Ратманский обещают, что в новом сезоне мы с Большим театром не соскучимся.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

По замыслу устроителей, пресс-конференция Большого театра была посвящена будущему сезону. Но директору ГАБТа Анатолию Иксанову во время рассказов о планах пришлось оглядываться на два «подводных камня»: на упреки СМИ в том, что творчеством театра выгодно управляет большой бизнес, и на недавнюю пресс-конференцию министра культуры Александра Соколова, походя обвинившего ГАБТ в наличии «существенных проблем». С первым вопросом разобрались сразу. «В театре не было и нет приоритета бизнеса и менеджмента, – сказал директор, – и то и другое направлено на художественное развитие театра». По второму пункту, наоборот, говорили долго: учитывая, что Соколов так и не поведал миру, в чем именно он видит «проблемы» ГАБТа, журналисты понадеялись узнать что-нибудь в самом театре. Но, похоже, дирекция знает о замыслах министра не больше прессы. Кардинальное «выяснение отношений» нового главы Минкульта с театром намечено на ближайшее время, когда состоится личная встреча Иксанова и Соколова. Причем театр, по словам директора, на этой встрече намерен не стоять по стойке «смирно», а предъявить министерству целый «пакет» давно наболевших законодательно-юридических проблем, решаемых только «сверху». Это, к примеру, весьма несовершенный Трудовой кодекс или так и не принятый закон о меценатстве.

В кулуарах Большого ходят слухи, что в театр может поступить указание «сверху» не продлевать заканчивающийся в этом сезоне контракт с Александром Ведерниковым. На его место молва прочит дирижера Александра Лазарева, бывшего сотрудника театра, ныне работающего в Америке. Но на вопрос о возможных кадровых переменах в театре Анатолий Иксанов ответил твердо: «Я слушаю всех, но решения принимаю сам и готов подписать контракт с Ведерниковым». Кстати, по уставу Большого театра прерогатива назначения худрука принадлежит именно директору, а не Минкульту. Самого же директора может сместить с должности тоже не Минкульт, а лишь приказ премьер-министра России. Что касается «гроссмейстерского уровня», которого требует от ГАБТа и Мариинки министр Соколов, то директор убежден: «Большой сегодня творчески на подъеме». В доказательство Иксанов привел пример: 12 номинаций Большого театра в нынешнем национальном театральном фестивале «Золотая маска» – не самое слабое свидетельство успехов. По мнению Иксанова, новому руководству Минкульта «нужно в меньшей степени вмешиваться в дела театра, где все развивается».

Сезон 2004–2005 гг. предстоит сложный: в это период ГАБТ по-настоящему входит в затяжной ремонт, а на следующий год основное здание вообще закроют. И тогда вопрос: «Как сохранить новое в репертуаре наряду с наследием, и все это на фоне реконструкции?» – станет ребром. Кроме того, с самого начала театру придется бороться против опасности затягивания ремонта, что, естественно, связано со стабильностью госфинансирования. Именно поэтому ГАБТ пошел на поэтапный, самый сложный вариант реконструкции – чтобы «блоками» работ входить в ремонт и выходить из него.

Но не все так сложно или плохо. Во-первых, годовое закрытие театра приведет к его гастролям по России, в городах, где полнометражные спектакли ГАБТ не показывал уже много лет. Во-вторых, давно принятый за основу план реконструкции от «Курортпроекта», сохраняя необходимый уровень модернизации театра, претерпел изменения в сторону усиления сохранности ГАБТа как памятника архитектуры. В-третьих, только что объявлен конкурс на генерального подрядчика, результаты станут известны в конце мая. И, как сказал Александр Ведерников, пока еще Большой может позволить себе «полную гамму премьер». Их будет семь – четыре оперы и три балетных вечера. Столетие со дня рождения Шостаковича ГАБТ отметит ноябрьской постановкой оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер – Темур Чхеидзе) и февральской премьерой балета «Болт» (хореограф Алексей Ратманский). Если с сюжетом Лескова все ясно, то балетное либретто сулит трудности: в оригинале 30-х годов речь шла о разоблачении вредителя, орудующего на заводе. Театр намерен развивать принцип аренды лучших мировых постановок – куплен вердиевский «Фальстаф». Театр Ла Скала отдал Москве спектакль знаменитого режиссера Джорджо Стрелера. Завершит сезон не менее знаменитый Роберт Уилсон с оперой Пуччини «Мадам Баттерфляй». Но до этого активистам «Идущих вместе» (если им еще не надоело) придется доставать из закромов родины плакаты протеста против Владимира Сорокина. На 25 марта ГАБТ наметил премьеру оперы «Дети Розенталя» по сорокинскому либретто. История про клонированных композиторов вдохновила композитора Леонида Десятникова, а именитый литовец Эймунтас Някрошюс взялся срежиссировать опус.

Первой балетной премьерой нового сезона станет шекспировский «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона и Лигети. Хореограф из Гамбурга Джон Ноймайер не рискнул поставить в Москве новый спектакль, а дал старый, причем сам выбрал его название, посмотрев гастроли балета ГАБТа в Париже. После «Болта» в апреле появится вечер хореографии Леонида Мясина, героя антрепризы Дягилева родом из Большого театра. Это балеты «Треуголка» Де Фальи в декорациях Пикассо, комедийное «Парижское веселье» с Оффенбахом и абстрактные «Предзнаменования» на музыку Чайковского. Большой обещает уроки зарубежных балетных педагогов, долгосрочный проект поощрения молодых российских хореографов и богатый событиями концертный сезон: петь приедут американский бас Самуэль Реми и немецкая примадонна Ангела Деноке.

Очевидно, что в новом сезоне театр сделал ставку прежде всего на известные, раскрученные имена, будь то российский оперный шедевр, ставший классическим наследием зарубежный балет или громкая (вариант – скандальная) фамилия кого-то из авторов постановки. При этом само понятие «классики» театром расширено: как и во всем мире, в этот список теперь входят не только опусы XIX века, но и сочинения недавно закончившегося XX столетия. Приглашая всемирно признанных артистов в сочетании с явно авангардными «Детьми Розенталя», Большой намерен влиять на формирование общественного вкуса по всем фронтам – и влево, и вправо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
749
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
847
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
518
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
614

Другие новости