От этой выставки трудно даже испытать разочарование. От предприятия под названием «Госпремия» никаких прорывов и радикальных перемен ждать не приходится. Считается, что это – штука серьезная, а потому «художественная вольница» ни шансов, ни перспектив не имеет никаких. Экспозиция в Третьяковской галерее на Крымском Валу – как финишная прямая: здесь выставлены работы претендентов, отобранные специальной комиссией.
Госпремию критикуют не первый и не второй год подряд. Остается загадкой: зачем государству демонстрировать свой дурной вкус? В положении о Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства сказано: «┘премии присуждаются за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру России». Что и говорить, цитата заслуживает лучшего применения. Основная масса того, что выставлено сейчас в Третьяковке, не блещет ни своеобразием, ни хотя бы минимальным новаторством. Тексты на стендах, представляющих номинантов, удивительно похожи друг на друга. Создается впечатление, что если бы при подготовке выставки кто-то ошибся и перепутал имена авторов и краткую информацию о них, этого бы не заметили и сами художники.
Единым потоком предстают перед посетителем Герман Егошин, Владимир Корбаков, Олег Ланг. Работы откровенно скучны, серы и претенциозно «аполитичны». Существует такое мнение: искусство – это боль. Судя по выставке в Третьяковке, значительная часть номинантов Госпремии в процессе создания своих объектов постоянно находится под глубоким наркозом.
Правда, есть исключения, радующие глаз. В первую очередь серия «Возвращение к возвышенному» Валерия Кошлякова. Его представление на Государственную премию вполне объяснимо: картины художника выглядят достаточно «консервативно», хотя их содержание легко ускользает от «государственного» задания на бесконфликтность.