0
1569
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2004 00:00:00

Блеск империи и величие мироздания

Тэги: танцсимфонии, баланчин, золотая маска, балет


В Новой опере прошли показы двух претендентов на «Золотую маску» из провинции: питерской «Танцсимфонии» (Театр балета при консерватории) и спектакля «Балле империал» из Перми.

«Танцсимфония» описана в книгах, ее изучают в театральных институтах, но живьем этот спектакль никто не видел. Кроме непривычки к бессюжетным балетам, восприятию «Танцсимфонии» в момент премьеры в Петрограде (1923 год) сильно помешал претенциозный сопроводительный текст. Автора балета (и текста) Федора Лопухова обвинили в дурном космизме, спектакль прошел один раз... Теперь автор реконструкции, внук хореографа Федор Лопухов-младший, надумал перестраховаться. И, судя по тексту в программке, «забыл» о втором названии балета – «Величие мироздания», а также решил, что современному зрителю лучше не знать о существовании того самого путаного либретто. И, между прочим, зря: не стоит оставлять зрителей без подлинной истории балета. Джордж Баланчин, в молодости танцевавший в «Танцсимфонии», открыто признавал себя последователем амбициозного и талантливого советского хореографа, так и не сделавшего серьезную творческую карьеру: «Лопухов был умнейший человек, он первый придумал, что это такое: «танцевальная симфония». Я у него учился...» Но вспоминая главную находку Лопухова («танец выражает все с помощью только лишь музыки»), Баланчин не говорит, что сам Федор Васильевич не следовал этой программе полностью, скорее нащупывал ее интуитивно. Убрав со сцены декорации и пышные костюмы, залив подмостки потоками света, хореограф не рискнул полностью уйти от навязывания музыке «глупых» (как выражается Баланчин) и посторонних ей сюжетов. Но если забыть о наивности балета, о танцующих питекантропах и «косящих» траву крестьянах с соответствующими иллюстративными движениями, нельзя не отметить самой попытки создать новый принцип отношений музыки с классической балетной техникой – без посредников.

«Балле империал» имеет прямое отношение к «Танцсимфонии», поскольку поставлен Баланчиным, и зрители могут воочию понять, чему Баланчин научился у Лопухова и куда затем пошел. В Перми опусы «мистера Би» ставят давно и много, что не прибавляет костюмам в «Балле империал» достоверности оригинала, а ногам исполнителей – необходимой для Баланчина выворотности. Пермская балетная труппа сделала ставку на тщательность воспроизведения текста и за счет этого совладала с импозантным спектаклем, воспоминанием Баланчина об ушедших навеки ритуалах: русском императорском балете, придворных балах и кавалерийских парадах. Солистки в диадемах и солисты при дамах здесь должны походить на холодноватых царствующих особ, кордебалет – на почтительных придворных, медленная часть балета слегка отдает «Лебединым озером», а быстрая – «Пахитой».

Если Лопухов в версии внука композиционно и лексически прямолинеен, то Баланчин намного усложняет освоение пространства. Учитель идет на компромисс с изобразительностью, ученик находит в танце чистые сущности. Серьезный Лопухов создает танцевальный манифест. Играющий танцем Баланчин просто слушает музыку, создавая дуновение образа.

Хорошо, что в Перми поставили этот спектакль. Но к исполнению есть претензии: оно отдает школьной тщательностью. А «Танцсимфония» силами питерских исполнителей и вовсе предстала примитивной: творческих сил Театра консерватории явно недостаточно, чтобы во всеоружии представить Лопухова. В этом смысле учителю повезло гораздо меньше ученика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
749
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
848
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
518
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
614

Другие новости