0
815
Газета Культура Интернет-версия

02.04.2004 00:00:00

Оживленные прогулки по окрестностям души

Тэги: золотая маска, баганова, балет, фестиваль, театр


Спектакли Татьяны Багановой из Екатеринбурга – гвоздь обеих программ «Золотой маски», и юбилейной, и конкурсной. Когда смотришь ее иронически-элегические балеты, сквозь глянец которых ручейком пробивается подлинное чувство, – все разговоры о кризисе современного танца в России кажутся ерундой. Только что в Москве показали три постановки Багановой, одна другой лучше. Ее ранняя «Свадебка» по Стравинскому, новейший взгляд на архетип брака, спектакль, с которым Баганова впервые прогремела на всю страну, получила свою первую «Маску» за лучший спектакль и заставила говорить об уральской труппе «Провинциальные танцы» не только знатоков и критиков. Ее «Кленовый сад», загадочная балетная прогулка в окрестностях души, когда тончайшие нюансы последней доведены до пластического гротеска и потому кажутся особенно нежными. И наконец, номинант на «Маску» этого сезона, спектакль «Полеты во время чаепития», в котором Татьяна подтвердила свое право на игру с культурным наследием: от возведенных в квадрат половых «жеманностей» из эпохи рококо до заимствованного от Алисы в стране чудес нонсенса Кэрролла. (Художник этого спектакля Ольга Паутова, номинированная на «Маску» за лучшую сценографию, – гарант половины успеха «Полетов».)

Единственный конкурент Багановой – француз Режис Обадиа, поставивший свою версию «Весны священной» в труппе «Русский камерный балет «Москва». Отбросив любой намек на древнюю обрядность, Обадиа услышал в музыке Стравинского отзвук вечной людской агрессивности. Его персонажи, чья брутальность отлично передана артистами балета «Москва», живут не в языческой Руси, а в некоем мире с непроявленным мировоззрением, но с устойчивой тягой к насилию. И железная стена, на которой эти монстры, собственно, и обитают, вовсе не вызывает ассоциации с «железным занавесом». Скорее с тонкой стеночкой, отделяющей человеческое в человеке от его же животности.

Впереди еще «Золото нартов» – спектакль театра «Арвайден», сделавший ставку на популяризацию осетинского эпоса. Модное нынче в мире внимание к национальным культурам мир согласен усилить, если древнее наследие ему подадут в современной глянцевой упаковке. Это давно поняли Майкл Флэтли и Хоакин Кортес, а вслед за ними – менее известные, но не менее амбициозные творцы. Автор спектакля Виола Ходова сделала ставку на красоту сценических костюмов: и старинные осетинские танцы, и вкрапления современной пластики от приглашенной во Владикавказ Татьяны Багановой смотрятся как пластическое оформление нарядной коллекции «от кутюр», хотя по замыслу вся соль постановки – именно в сочетании современного танца с народными плясками. Впрочем, в спектакле есть еще хорошая современная симфоническая музыка и уютная мифологическая история, изложенная в либретто: два могучих богатыря, братья-близнецы Ахсар и Ахсартаг ловят волшебную птицу и ссорятся из-за красивой дочки морского царя.

То, что на «Маску» в этом году выдвинуты лишь два спектакля современного танца («Золото нартов» проходит в категории «новация»), – все-таки свидетельство серьезных проблем в этом жанре российского искусства. Как ни крути, а проблема с хореографами в России заострилась до предела – что в классическом балете, что в современном танце. Если уж на два ведущих театра страны, Большой и Мариинский, в последние несколько лет был только один отечественный постановщик, способный сделать что-то толковое в балетах с использованием классической лексики, – Алексей Ратманский, да и тот отныне будет спасать лишь ГАБТ, в котором трудится в качестве худрука балета. Что же говорить о современном танце, в котором по сей день у нас нет ни толкового финансирования, ни грамотно поставленного профессионального обучения, а наличествует только энтузиазм хореографов и исполнителей, вынужденных кто как может осваивать грамоту современного танца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
568
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1509
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1142

Другие новости