Концептуальная распальцовка. Художник Юрий Альберт (слева) растолковывает своему старшему коллеге Хансу Хааке принципы московского актуального искусства.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Самая большая выставка современного искусства в 2004 году завтра будет доступна для простых зрителей. Вчера журналисты и художники стали зрителями ее «предпросмотра». А сегодня «профильные» министры двух стран, России и Германии, – Александр Соколов и Кристина Вайс – официально откроют экспозицию «Москва–Берлин» в Историческом музее. Хотя уровень официального интереса к проекту был серьезно снижен в ходе его подготовки (изначально предполагалось, что выставку будут открывать президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шрёдер), но это вряд ли повлияет на успех всего предприятия.
Выставка хороша прежде всего масштабом. В ее составе – около 300 произведений более 100 художников России и Запада, как ныне живых, так и вечно живых. То есть среди участников – звезды западного искусства (причем вовсе не только художники, родившиеся, или жившие, или работавшие в Берлине): такие, как Марина Абрамович, Георг Базелиц, Бернд и Хила Бехер, Вольс, Йорг Иммендорф, Алан Капроу, Мартин Киппенбергер и многие, многие другие (возможно, выставку стоило бы назвать «Россия–Запад», а не «Москва–Берлин»). Некоторые из международных знаменитостей приехали на монтаж и открытие выставки, а патриарх «политического искусства» Ханс Хааке даже задержался в Москве на две недели.
Ханса Хааке интересует «закулисная» сторона демократии. На выставке он представлен своей известной инсталляцией более чем двадцатилетней давности: маленький официальный портрет президента Рейгана повешен в противовес огромной фотографии демонстрантов (они протестуют против размещения американских крылатых ракет в Германии). Но пока что Хааке не собирается работать над образом Путина. «Это было бы непониманием – сводить мою работу к «разработке» президентов Америки, Германии или России. Так случилось, что мое произведение на этой выставке связано с президентом Рейганом. Я не знаком с русской политикой настолько, чтобы иметь о ней свое мнение, которое можно выносить на публику», – рассказал Ханс Хааке обозревателю «НГ».
Выставка «Москва–Берлин.1950–2000» продолжает исторический совместный проект, задуманный еще в эпоху перестройки. Первым этапом в его осуществлении была выставка, посвященная первой половине XX века (9 лет назад в Москве она произвела фурор – очереди кружились вокруг Пушкинского музея, для берлинцев тот проект открыл русский авангард). Осенью прошлого года немцы увидели вторую серию: правда, большой популярностью она не пользовалась (см. «НГ» от 08.10.03). Нынешняя московская выставка – улучшенный вариант прошлогодней берлинской.
Главным российским куратором выступил Павел Хорошилов (на момент подготовки выставки заместитель министра культуры России). А с немецкой стороны – Юрген Хартен (известный критик, бывший директор Кунстхалле в Дюссельдорфе). Практическими организаторами, московскими сокураторами проекта стали арт-критик Екатерина Деготь и главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано. «Эта выставка сделана по тому же принципу, что и в Берлине, – рассказала Екатерина Деготь «НГ». – Здесь история рассказана в терминах искусства. Оно интересно для меня как выразитель социального, политического, идеологического опыта. Здесь встречаются произведения разных стран, разного времени – выставка не построена по школьно-хронологическому принципу. Мне хочется, чтобы люди пришли на эту выставку и почувствовали, что о их жизни можно рассказать средствами искусства».
Открывает выставку соц-арт. Знаковая ироническая скульптура Леонида Сокова «Ленин и Джакометти» (1987) стоит сразу за входом. Эта отливка – метафора столкновения России и Запада: обронзовевший Ильич встречается лицом к лицу с изможденной фигурой, типичной для искусства итальянского скульптора Альберто Джакометти. Завершает выставку инсталляция, созданная архитектором Евгением Ассом (именно он спроектировал все экспозиционные конструкции для «Москвы–Берлина»). Объект Асса – лестница. За лестницей – окно. За окном – Спасская башня. Лирический, любовный взгляд на Кремль.