Тарквиний и Лукреция пока лежат в прокуратуре и портятся.
Очередной виток бурной истории вокруг принадлежности шедевра Рубенса «Тарквиний и Лукреция» начался в конце минувшей недели, когда Генеральная прокуратура направила Министерству культуры письмо. В письме, собственно, ничего нового не было, оно лишь на бумаге, официально подтвердило то, что было решено еще 16 февраля: рубенсовский шедевр приобретен предпринимателем Владимиром Логвиненко на законных основаниях. Сейчас картина находится на ответственном хранении Генпрокуратуры, то есть вроде бы под присмотром законников, но тут-то, как выяснилось, и кроется главная интрига очередного витка истории.
Напомним, что Владимир Логвиненко приобрел картину у другого коллекционера, а тот еще раньше – у вдовы офицера, вывезшего картину из Германии. Когда германская сторона официально предъявила свои права на «Тарквиния и Лукрецию», Логвиненко предложил немцам вернуть ее за определенную компенсацию. Однако немцы решительно отказались и возбудили уголовное дело, объявив Логвиненко в розыск через Интерпол. Кстати, представители Германии оценили картину в невероятную сумму – 80 млн. евро.
Коль скоро российская прокуратура объявила Логвиненко официальным законным владельцем, казалось бы, в истории можно поставить точку. На самом же деле точку можно будет ставить тогда, когда владелец получит картину в свои руки. А это не может произойти вот уже полтора месяца.
«Наша прокуратура определила, что закона я не нарушал, – сказал обозревателю «НГ» Владимир Логвиненко, – это немцы объявили меня преступником, членом мафии и банды, теперь вот через Интерпол объявили меня в розыск. Заодно приплели к делу моего однофамильца и тезку, 73-летнего ветерана КГБ, который вообще никакого отношения ко всей истории не имеет. Он, кстати, так переволновался, что попал в больницу с сердечным приступом. Еще бы, «Шпигель» опубликовал про меня статью, где в заголовке говорилось, что в России мафия состоит из бывших сотрудников КГБ, в частности, некоего Владимира Логвиненко. В общем, и его сделали мафиози, и меня, и даже моего швейцарского адвоката – только потому, что пользовался его услугами».
«Вообще сложилась очень странная ситуация, – говорит адвокат владельца Руслан Абдуллаев. – Картина сейчас на ответственном хранении Генпрокуратуры. Собственно говоря, вернуть ее законному владельцу, то есть Владимиру Логвиненко, прокуратура должна была незамедлительно, как только вынесла решение о законности принадлежности ее Логвиненко. Но прокуратура почему-то тянет. Тем временем полотно стало портиться, это официально установил эксперт. Между тем на Логвиненко в Германии заведено уголовное дело. И немцы вполне могут потребовать картину в качестве вещественного доказательства в интересах следствия. Ведь немцы именно поэтому и завели на Логвиненко уголовное дело, а не стали подавать в суд, как цивилизованные люди. Они прекрасно понимали, что по суду ничего не получат, просто никаких оснований для того нет.
Следующим этапом Владимир Логвиненко намерен требовать прекращения уголовного дела и извинений со стороны немецкой стороны. Если этого не произойдет, он будет подавать в суд – сначала в Германии и дальше до Страсбурга. Когда он получит картину (а он все же надеется, что это произойдет), он намерен передать ее на постоянную экспозицию в Эрмитаж.
Посольство Германии в РФ до сих пор не получило никакого официального уведомления от Генпрокуратуры. Пресс-служба посольства отказывается от каких бы то ни было комментариев, ссылаясь на отсутствие информации. «Обо всем мы узнали только из газет, – сказал обозревателю «НГ» зам пресс-атташе посольства Вольфганг Биндзаель, – но для нас это, разумеется, не является официальным источником информации. Будем ждать, пока прокуратура направит нам официальное уведомление».