Два дня назад в Московском цирке на Цветном бульваре состоялась грандиозная вечеринка, посвященная открытию 10-го юбилейного, фестиваля «Золотая маска». Официально мероприятие это звалось Церемонией открытия фестиваля. На деле организаторы церемонии изо всех сил и мощностей постарались сообщить действу вид экстравагантный, театральный, неформальный. Никакого вам пафоса. Никакого алого бархата и позолоченных орнаментов. Арена, канаты, шутка, юмор.
Однако на подходах к цирку не обошлось без толчеи возле металлоискателей. Страшно нынче устраивать массовые празднества и созывать сотни гостей, когда по городу бродят криминальные элементы. Никто не сердился. В фойе ждали хороший коньяк и осыпанный цветами пол. Красиво, вкусно. К залу зрители подтянулись со значительным опозданием, зато веселыми и разогретыми. Детей было мало. Ясное дело – в тот вечер давали представление для взрослых.
А представление оказалось зрелищем до крайности легкомысленным. В роли коверных клоунов – председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин и президент ассоциации «Золотая маска» Георгий Тараторкин. Для тех, кто понимает. Для тех, кто не потрудился вникнуть в должностные нюансы, радости было не меньше. Два именитых актерища (один, длинный и худой, одетый в Пьеро; другой, низкий и круглый, – в оригинальном костюме из спектакля «Король Убю») читали дурацкие стихи, лупили друг друга дубинками и, в общем, валяли дурака так, как только умеют народные артисты. Гендиректор «Маски» Эдуард Бояков парил под куполом, выполняя немыслимые кульбиты на тросе. Артистка Екатерина Гусева, вспомнив гимнастическое прошлое, исполняла сентиментальную арию из «Норд-Оста», усевшись на шпагат высоко-высоко над ареной. Слоны, шимпанзе, лошади и гимнасты блекли.
Все это околотеатральное великолепие в постановке Андрея Могучего длилось часа два и увенчалось очаровательно обставленным банкетом. Конкурсная программа «Золотой маски» открылась, и никто даже не заметил: ни один из номинантов так и не был назван. Церемония как бы настаивала на собственной несерьезности. В голову не лезли умные мысли о том, что-де в этом сезоне особенная программа, что никогда раньше в конкурсе не участвовало столько молодых режиссеров и никогда Нина Чусова не стояла в одной номинации с Эймунтасом Някрошюсом.
На арене прозвучали названия номинаций, но настоящими героями в этот раз оказались не соревнующиеся театры, не режиссеры с актерами и художниками, а те, кто фестиваль устроил. Председатель, президент, генеральный директор. Может, так оно и справедливо. Ведь заслужили – за десять-то лет.