0
1523
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2004 00:00:00

Сколько мяса на костях?

Тэги: вальц, театр, спектакль


вальц, театр, спектакль Люди из спектакля Вальц не знают, что делать со своим телом. Сцена из балета 'Тело'.
Фото предоставлено посольством Германии в РФ

Саша училась современному танцу у Мари Вигман, основоположницы немецкого экспрессионистского танца, с 1993 года владела собственной труппой, выступала с ней в Москве (спектакли «Traveloge» и «Аллея космонавтов»). Скрещивая современный танец с «физическим театром», этим проповедником гиперреализма на сцене, Вальц использовала могучую смесь для анализа ментальности «социалистических» немцев (ее бывший театр находился в Восточном Берлине). Поставив окончательный диагноз соотечественникам, Вальц взялась за сравнительный анализ немецкой и русской души силами немецких и русских актеров (спектакль «На земле»). Мотивы Чехова и Брехта постановщик соединила абсолютно непринужденно, но теперь и этот этап, кажется, позади.

Отбросив все наносные (национальные, исторические, бытовые) мотивы, дотошная Вальц решила докопаться до сути. А что есть суть в человеке? Раньше бы ответили: конечно, душа. Теперь отвечают: конечно, тело. Скелет, мясо на костях, столько-то литров жидкости, сочленения суставов. Для Саши важно, все это у человека функционирует не в вакууме, а в социуме. По Вальц, весь мир – в принципе та же тесная коммуналка из ее спектакля «Аллея космонавтов», где от принудительного общения люди сходят с ума. О тотальной зависимости тела от окружающей социальной среды и поставлен показанный на сцене Театра Армии спектакль. Причем о самой «среде» (в отличие от прежних работ Вальц, где предметы буквально подавляли человека) не говорится ничего. Подразумевается, что зритель и так знает, в какое кошмарное время он живет. Даны лишь результаты жизни, когда задавленное цивилизацией тело – тоже предмет, один из многих, а человек своему «предмету» не совсем хозяин. Вальц безжалостно разрушает миф авангардных художников XX века: мол, все ценности полетели к черту, все относительно, только тело (и значит, секс) – последняя безусловная реальность. Какой там секс! Человек у Вальц, хоть и бегает голым по сцене, в собственной конфигурации почти не ориентируется. Оказывается, в собственном теле можно заблудиться, как в трех соснах. Человек говорит «вот мой глаз», а показывает на живот. Гладит волосы, имея в виду подбородок. Рассказывает о своей голове, но трогает руку...

Тело столь же фатально дано человеку, как и жизнь вокруг него. Безымянные люди из спектакля Вальц чувствуют, что тело у них есть. Но что с ним делать, уже непонятно. Потому и с другим человеком люди обходятся, как с неодушевленным предметом: загибают голову партнера собственной пяткой, бьют рукой под чужие коленки, складывают и сворачивают тела, как кули с мукой. Тело и его отдельные части у Вальц – строительная единица, словно кирпич. Артисты ее интернациональной труппы – с их удивительными «техническими» возможностями танца и привычкой работать на сцене по-немецки тщательно – складывают из этих кирпичей то стену, то баррикаду, то пирамиду. Нарисовать на партнере его внутренности, а потом повесить на сердце или почки ценник с тремя нулями. Не довольствоваться данной человеку анатомией, а составить из двух тел одно, гуляющее пятками вперед. Или добавить к двум рукам еще десяток конечностей, заимствованных у других людей. Для чего? Так вопрос не стоит. Спросите: «А почему бы и нет?»

Спектакль, показанный в рамках Года Германии в России и Дней Берлина в Москве, оказался недлинным. И правильно: про тело долго говорить не надо. Оно само по себе открывает все тайны, особенно если проявлено в движении. И не говорите, что современным художникам все бы о плоти разглагольствовать, нет чтобы о высоком подумать. У Вальц есть другая постановка, называется «Без тела». Вот там и спрашивайте про душу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости