Пока Юлий Гусман развлекает публику, Эльдар Рязанов пытается с оптимизмом смотреть в будущее.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Через месяц в 17-й раз под руководством Юлия Гусмана пройдет церемония вручения кинопремии «Ника». Уже два года «Ника» соседствует во времени и пространстве с киноакадемией Никиты Михалкова, также объявившей своего «Золотого орла» национальной премией. Какая из них национальнее – покажет время, а пока большинство академиков, можно сказать, живут на два дома, являясь членами обеих киноакадемий. Это, разумеется, ни законом, ни уставом ни одной из двух организаций не возбраняется, но выглядит, конечно же, диковато.
Оглашение номинантов «Ники» всегда праздник – в отличие от «Орла», который проводит сдержанную пресс-конференцию, словно давая понять, что задабривать журналистов никто не собирается, кино – дело серьезное, но, с другой стороны, само по себе – праздник. Гусмановцы же счастье прикосновения к искусству обычно сдабривают обильной закуской и солидным ассортиментом спиртных напитков. Это, безусловно, приятно и весьма усугубляет праздничное настроение.
Президентом киноакадемии вновь избрали Эльдара Рязанова. Хотя у него были конкуренты – Армен Медведев и Алексей Баталов, – но выборы можно было считать безальтернативными, поскольку оба предсказуемо сняли свои кандидатуры в пользу Рязанова. Тут же, заранее, объявили очередного лауреата в номинации «За честь и достоинство». В этом году им станет Петр Тодоровский.
Оглашение номинантов, к сожалению, практически лишено интриги. При том скромном количестве приличных фильмов, что выпускается в России, можно быть уверенными: почти все они попадут в списки. И, само собой, на 99 процентов совпадут с номинантами, а потом и лауреатами «Золотого орла». Гусман, правда, уверяет, что такая «одинаковость» с конкурирующей премией его не только не волнует и не расстраивает, но даже в каком-то смысле бодрит. Конечно, Юлий Соломонович не упустил случая чуть-чуть лягнуть «Орла», вспомнив, что «Оскару» обычно предшествует «Золотой глобус», который принято рассматривать как генеральную репетицию самой престижной мировой кинопремии. Результаты «Глобуса» и «Оскара» во многом совпадают, вот Гусман и предложил считать «Орла» генеральной репетицией «Ники». Вообще на «Нике» михалковскую премию поминают частенько, тут любят поострить на тему параллельных национальных премий. Зато академия Михалкова упорно делает вид, что никакой «Ники» не существует. Вроде «мы выше этого».
В никовские номинанты попали многие персонажи, что фигурировали на «Орле», хотя расхождений тоже достаточно. На звание лучшего игрового фильма претендуют «Благословите женщину» Станислава Говорухина, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, «Русский ковчег» Александра Сокурова и «Старухи» Геннадия Сидорова. Все вышеперечисленные режиссеры, кроме почему-то Сокурова, претендуют и на приз за лучшую режиссуру. В «Орле», помнится, не было «Русского ковчега», зато во всех номинациях, вплоть до главной, было много «Бедного, бедного Павла» Виталия Мельникова. Здесь же он фигурирует в номинация «лучшая мужская роль» (причем из трех номинантов двое – Олег Янковский и Виктор Сухоруков – из «Бедного, бедного Павла»), «лучший художник по костюмам» и «лучшая работа художника». Забавно, что в номинацию «лучшая женская роль второго плана» опять попала Инна Чурикова, только если «Орла» она получила за роль в «Идиоте», то на «Нику» выдвинута за роль в картине «Благословите женщину». За исключением номинаций «лучший сценарий» и «лучшая мужская роль второго плана», в «Нику» не попала так взлелеянная «Орлом» «Прогулка» Алексея Учителя. Кстати, присутствие Евгения Гришковца, сыгравшего крохотный эпизод в этой картине, выглядит не очень вразумительно: эпизод даже на «третий план» с трудом тянет, и присутствие уважаемого театрального режиссера вообще трудно назвать ролью. Но – что выбрано, то выбрано.
Рискнем сделать прогноз. Уже замечено: наши кинопремии – что «Орел», что «Ника» – при всей своей унылой предсказуемости страдают неизлечимым отсутствием логики. В отличие, кстати, от своих зарубежных коллег. Там уж если фильм получает главный приз, то перед этим как минимум три-четыре раза кто-то из съемочной группы поднимается на сцену за статуэткой. У нас картина совершенно другая. У нас принято никого не обижать. Стремление, конечно, похвальное, но как тогда быть с верой в объективность? Так вот, можно зуб дать, что через месяц мы станем свидетелями того, как лучшая мужская роль «придет» из одного фильма, женская – из другого, лучший оператор выпестуется из третьего, лучший художник – из четвертого, лучший сценарий окажется написанным к пятому фильму, лучшим режиссером окажется режиссер, снявший шестой фильм, а лучшим фильмом года окажется седьмой. И опять будем ломать головы: так из чего он сложился, этот лучший фильм?
Конечно, ничего страшного в том, что в стране существует две кинопремии и две киноакадемии, нет. В России творятся дела посерьезнее. Удивляет другое. И это опять к вопросу об объективности. 90 процентов членов «Ники» одновременно являются членами академии Михалкова. И наоборот. Одним словом, люди те же. Тогда вырисовывается вопрос: а почему результаты-то разные, если одни и те же люди голосуют? Для «Орла» им одно понравилось, для «Ники» – другое? До чего, оказывается, непостоянны в своих привязанностях наши мастера культуры.