0
972
Газета Культура Интернет-версия

23.03.2004 00:00:00

Страна идиотов на «Золотой маске»

Тэги: театр, премия, золотая маска


театр, премия, золотая маска «Похождения повесы» Стравинского – самый яркий оперный спектакль прошлого сезона.
Фото ИТАР-ТАСС

Ясно, что участие Мариинки в «Золотой маске» прежде всего было нужно самому фестивалю для поднятия престижности своего лейбла и среднестатистическому столичному зрителю, который не в состоянии мотаться в «Стреле» на каждую премьеру Мариинского театра. В течение целого десятилетия, покуда Эдуард Бояков и Валерий Гергиев были в состоянии договориться, Москва практически с доставкой на дом получала все самые заметные премьеры из Северной Пальмиры. Практически ежегодно целая груда «Масок» уходила в мариинскую копилку почестей и славы, фатально оставляя ни с чем хорошие, но более стесненные в финансовых и художественных средствах провинциальные театры. Вполне естественно было ожидать, что заваленная «Масками» Мариинка начнет проявлять прохладцу по отношению к премии, которая начала даже противоречить более честолюбивым планам театра.

С другой стороны, резонно предположить, что неучастие Мариинки способно дать грандиозный карт-бланш остальным номинантам, и прежде всего Большому театру, спектакли которого (вполне по заслугам) долгие годы не попадали в фестивальный кондуит. И вправду, в кои-то веки расстановка сил на оперной карте фестиваля сейчас определенно в пользу Большого. Ясно, что не убери даже Мариинка свои спектакли, «Похождения повесы» Стравинского – самый яркий оперный спектакль прошлого сезона по единодушному мнению понимающих – получили бы свой законный Гран-при. Любому здравому рассудку ясно, что раз спектакль «лучший», то по логике вещей он поставлен «лучшим режиссером». Но по какому таинственному провидению в списке номинантов-режиссеров, состоящем, кстати, из одной (!) позиции, нет фамилии Дмитрия Чернякова? Или сочли, что слишком жирно для него будет одного абсолютного триумфа «Китежа» на позапрошлой «Маске» и участия в нынешней драматической номинации со спектаклем «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво (новосибирский театр «Глобус»)? Раз уж дождались наконец большого оригинального таланта, зачем же его преуменьшать? В то же время совершенно справедливым кажется отсутствие в дирижерской номинации Александра Титова – вяловатому музыкальному решению «Повесы» явно не хватало «стравинских» пряностей, острот и сарказмов. Второй спектакль-номинант от Большого – допустимая по музыкальному качеству для главной сцены страны (Александр Ведерников), но скучная по постановке (Франческа Дзамбелло) и грубая по оформлению (Георгий Цыпин) пуччиниевская «Турандот» в отличие от «Повесы» откровением не стала. Национальное оперное искусство представлено народно-музыкальной драмой Загира Исмагилова «Кахым-туря» (о герое войны 1812 года) в постановке Башкирского театра оперы и балета, альтернативный оперный театр малых форм – российской премьерой оперы Наймана «Человек, принимавший жену за шляпу» в «Маленьком мировом театре». За башкирскую оперу в дирижерскую номинацию выдвинут очень хороший, опытный, но «невезучий» дирижер Алексей Людмилин – кажется, еще совсем недавно бушевали страсти в Новосибирске, закончившиеся его переходом в Уфу, но и там, как говорят, по причинам морально-этическим наш герой долго не удержался, незадолго до начала «Маски» его «попросили». Основной поединок в умах и сердцах жюри, судя по всему, развернется между черняковским «Повесой» и новосибирской «Жизнью с идиотом» Шнитке.

Из «привозных» оперных номинантов Москва увидела пока что только эту сюрреалистическую оперу, либретто к которой по своему же рассказу написал сам Виктор Ерофеев, присутствовавший на спектакле в помещении «Новой оперы» в компании с Владимиром Сорокиным. (Последний тоже недавно приобщился к оперному жанру, сочиняя либретто «Голубого сала» к музыке Леонида Десятникова). Обнаруживая при входе в зал обнаженную сцену с мастерски выполненной декорацией Давида Боровского (внутренность громадного кирпичного барака, обклеенного старыми газетами), понимаешь, что сейчас начнется Таганка тридцатилетней давности, и в принципе не ошибаешься. Режиссер из Польши Генрих Барановский, который соревнуется на нынешней «Маске» сам с собой, пытается создать адекватный повести Ерофеева образ страны как тотальной психушки, но тут от постановщика ждешь гораздо более радикальных решений и большей фантазии, чем, например, головы политиков от Ленина до Хусейна или банальные сцены секса.

Как всегда, невозможно без слез смотреть на номинацию «Оперетта/Мюзикл», в которой красуются две позиции: одиозные «Иствикские ведьмы» московского халтурного производства и «Мэри Поппинс, до свидания!» петербургского (последние, надо думать, покачественнее хотя бы в силу музыки Максима Дунаевского и постановки опытного в этом деле Леонида Квинихидзе). А ставшая никчемной нищей из стихотворения Беранже несчастная оперетта, похоже, совсем дала дуба в нашем отечестве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1292
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1028
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1352
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
724

Другие новости