Хотя театральный фестиваль «Золотая маска» откроется лишь в конце марта, Новосибирский театр оперы и балета не только поучаствовал в праздновании десятилетия «Маски», но и досрочно открыл программу балетных номинаций. Впрочем, и оперную часть гастролей пропустить было нельзя – сибирская опера «Жизнь с идиотом» выдвинута на «Маску» по шести номинациям: как лучший спектакль с лучшей сценографией (Давид Боровский), поставленный лучшим режиссером Генрихом Барановским из Польши и спетый на отлично по крайней мере тремя солистами: Александром Лебедевым (персонаж по имени Я), Ольгой Колобовой (Жена) и Фаритом Хусаиновым (идиот Вова, вокальная партия которого состоит из одного слова «Эх!»). Не каждый день в столице можно увидеть спектакль высокого европейского уровня с музыкой Альфреда Шнитке и с либретто Виктора Ерофеева, придумавших сюрреалистический памфлет с погружением в бездонные глубины «совкового» подсознания, от откровений которого половина зала стонет от восторга, а половина кричит «Позор!».
Новосибирские гастроли на Новой сцене Большого театра были похожи на крутой вираж: начав суперсовременным оперным проектом, завершились двумя реконструкциями старинных балетов XIX века. «Коппелия» гостевала в Москве как лауреатка «Маски» прошлых лет, «Дон Кихот» принял участие как номинант нынешнего сезона. Петербуржец Сергей Вихарев, известный за пределами Мариинского театра своими «Спящей красавицей» и «Баядеркой» а-ля «как это было в старину», трудится и главным балетмейстером в Новосибирске. К версии «Дон Кихота», ныне исполняемой в Петербурге, Вихарев присовокупил хорошо завуалированную под XIX век вариацию Федора Лопухова из века двадцатого и честно восстановил многие утерянные потомками детали оригинального спектакля Мариуса Петипа 1869 года. Искрометная комедия приключений сибирского... извините, испанского цирюльника Базиля и его девушки Китри имеет большие шансы на победу. Исполнительница партии Китри Анна Жарова (номинант на лучшую женскую роль) совершила маленький подвиг, выйдя на сцену после недавней весьма серьезной болезни и станцевав спектакль тонко и с чувством.
Впрочем, у Жаровой есть весьма сильная соперница – солистка Большого театра Мария Александрова, которую (за роль Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей») экспертный совет «Маски» тоже признал заслуживающими права на театральный приз – как и сам балет, хореографа Алексея Ратманского, партнера Александровой Сергея Филина, танцующего в женском «сильфидном» платье и на пуантах, и Геннадия Янина, не менее уморительного в небольшой роли Гармониста-«ницшеанца». Юмор, всегда присущий Ратманскому, нашел чрезвычайно благодатную почву в обращении к сатирико-лирической музыке Шостаковича, написанной молодым композитором на либретто о празднике урожая в передовом кубанском колхозе.
Новосибирскому и московскому балету дышат в спину как балет из Перми, тамошняя постановка спектакля Баланчина – «Балет империаль», так и петербургская – силами балетного Театра консерватории – реконструкция спектакля 1922 года «Величие мироздания», известного также как «Танцсимфония».
К вопросу о балетмейстерском кризисе в России: из четырех номинантов в балете лишь один кандидат на «Маску» – новый спектакль, а не реконструкция старого балета или маститый гость из-за границы.