Кино и балет – два традиционных предмета культурного «экспорта» Франции. В отличие от нас, больше на словах, чем на деле кичащихся званием «самой балетной страны», французы тщательно собирают и пропагандируют свидетельства своих танцевальных триумфов. Для хранения документального и художественного кино об искусстве движения существует специальное государственное учреждение – парижская Синематека танца. В богатейшем архиве есть все, от редчайших пленок немого кино до новейших изысков видеоданса. Французский культурный центр в Москве время от времени знакомит с недрами парижских фондов. Патрик Бонсар, директор Синематеки, привез две программы, одна из которых приурочена к премьере балетов Джорджа Баланчина в Большом театре, а другая демонстрирует раритетные съемки, сделанные в разное время и по разным поводам.
Показ фильма «Виолетт и мистер Би» на Новой сцене ГАБТа – реверанс в сторону прославленной балерины Виолетт Верди. Ее истинно французский танец, кристально ясный и нешуточно кокетливый, когда-то восхитил Баланчина настолько, что он переманил за океан, в свою труппу, веселую маленькую танцовщицу, прославленную на родине выступлением в балете Ролана Пети «Волк». На протяжении 20 лет Верди вдохновляла на шедевры не только «мистера Би», но и другого великого американского хореографа – Джерома Роббинса. Кинорежиссер Доминик Делюш (бывший ассистент Феллини, автор фильма о Максимовой с Васильевым – «Катя и Володя») снимал Верди после окончания ее сценической карьеры. Пригласив ведущих танцовщиков французской сцены и кое-кого из иностранных «звезд», Делюш запечатлел уроки балерины, объяснявшей молодым, как надо танцевать американскую неоклассику. Учебные пленки такого рода делают часто, и получается фиксация закулисных будней профессионалов, зрелище для балетных людей и продвинутых любителей, с обилием специальных терминов и взятыми крупным планом следами сильной усталости на лицах исполнителей. Но тут режиссер знал, что получится иное. Баланчин когда-то прозвал Виолетт «беременной малиновкой» (имея в виду не только ее легкий искрящийся нрав, но и особую женственность фигуры, особенно по тощим меркам его американских балетных девочек). Уроки сверхтемпераментной Верди превратили фильм в бенефис незаурядной актрисы. Но звонкие шуточные реплики ни на секунду не теряют из виду главную цель: уловить тончайшую ауру стиля, научить танцевать балеты Баланчина «по-баланчински», а спектакли Роббинса – «по-роббинсовски».
В Музее кино щедрый Бонсар показал фильм о Рудольфе Нурееве, потерянный вскоре после съемок и недавно случайно найденный сотрудником Синематеки. Черно-белая лента снята в 1964 году во время балетного фестиваля в Сполето: три года как сбежавший из СССР танцовщик репетирует «Раймонду» с английской труппой и параллельно дает интервью, резюме которого сформулировал режиссер фильма Филипп Колен: «Прекрасным итальянским утром Нуреев говорил о танце так же увлекательно и страстно, как некогда Матисс говорил о живописи».
Французский культурный центр собирается продолжить программу видеоданса. В конце марта в Музее кино покажут фильмы о Майе Плисецкой и Вацлаве Нижинском, в мае проведут фестиваль фильмов о Нурееве, в сентябре обещают такую же ретроспективу Баланчина.