В 1994 году журнал «Балет» учредил приз «Душа танца» и (по нескольким профессионально невнятным, но красиво звучащим номинациям) десять лет вручал его деятелям хореографии – от начинающих артистов до именитых звезд. Вечера проходили в московских театрах, сочетая цветистый конферанс со средней руки балетным концертом. В этом году премия отмечает десятилетний юбилей. Нашлись влиятельные спонсоры, которые сняли Новую сцену Большого театра. И начались странности. То ли круглая дата повлияла на взлет самоощущения, то ли застили глаза престижные слова «Большой театр» в названии арендованного помещения, но на программках и билетах появилась фраза «десятая национальная премия». И теперь надо понимать, что не только нынешнее награждение самочинно повысило собственный статус, но и предыдущие девять награждений задним числом стали «национальной премией»...
Есть действительно национальные награды, которые, как «Золотая маска», присуждаются по результатам ежегодного рейтинга после кропотливой работы экспертов и жюри. Есть престижные и богатые премии типа «Триумфа», которые дают награду и увесистый денежный приз по совокупности многолетних заслуг в искусстве, и все решает ареопаг знаменитостей, работающих в разных жанрах. Есть частные призы всевозможных рангов с различными принципами поощрения. Но когда балетное издание в Америке или в Европе объявляет свои поощрения, то это подается именно как премия журнала. И не более.
«Душа танца» почти всегда отмечала достойных: если рыбак регулярно ходит промышлять на речку, богатую рыбой, и знает, какие породы здесь водятся, ему остается вылавливать наиболее крупные экземпляры. Безусловно, артистов, педагогов и хореографов всегда греет, когда отмечают их талант. Так же очевидно, что неплохо посмотреть балетный концерт, особенно с толковым и кратким конферансом ведущего Николая Цискаридзе и с участием отдельных хороших артистов из московских театров и из ансамбля Моисеева. Вот только церемония получилась мрачной, несмотря на периодически сыпавшиеся серпантин и блестки. Сначала зазвучала музыка, звуки которой навеяли ощущение подземелья. Призы вручали под «танец с подушками» из «Ромео и Джульетты», хотя в балете это апофеоз давящей средневековой силы. В качестве фона использовали задник-дворец из спектакля Бориса Эйфмана «Русский Гамлет», невзирая на исконный смысл декорации – символизировать тяжкую длань екатерининского абсолютизма. Когда на фоне полукруга кривых колонн болотного цвета закружились древние кочевники из «Половецких плясок» – вспомнился Блок: да, скифы мы...
«Магом танца» объявлены театральный художник Борис Мессерер и композитор Андрей Петров, «королевой» – Диана Вишнева, «мэтром» – Екатерина Максимова (двух последних в прямом смысле вознесли до небес: на «втором этаже» задника ожившая, в человеческий рост, статуэтка «Души танца» надевала на дам корону). Просто «звездами» названы солисты балета столичных театров Андрей Уваров, Екатерина Березина и Татьяна Чернобровкина, титул «восходящих звезд» получили москвичка Наталья Балахничева и Нурлан Канетов из Казани. Питерский продюсер Ирина Чистопашина стала «рыцарем танца», учителями года объявлены Лидия Крупенина из Новосибирска и Наталья Посельская из Якутска.
Проект «Балета» намерен перекочевать во второе десятилетие. Отечественному танцу не грозит опасность остаться без «Души». И не надо скромничать. В конце концов, что такое национальная премия? Мелочь. Наградите званием «мага» артиста из Белоруссии или с Украины – и смело объявляйте «Душу танца» балетным «Оскаром».