0
1034
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2004 00:00:00

Очертания вечности

Инна Кулишова

Об авторе: Инна Кулишова - театральный критик, член Союза писателей Грузии.

Тэги: грузия, театр, премьера, стуруа


грузия, театр, премьера, стуруа Новым спектаклем 'Стикс' Роберт Стуруа решил напомнить нам еще раз: Бог есть любовь.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

К концу года Стуруа обещают отремонтировать театр. Тогда все его спектакли смогут вернуться в привычное театральное пространство. Пока же премьеру «Стикса» сыграли в спортивном зале, который вмещает несколько десятков человек. Поэтому публику пускают без билетов. Впрочем, и на обычные спектакли билеты недороги: от двух до пяти долларов, рассказывает Роберт Стуруа. А пенсия – семь долларов в месяц. «Стикс» Роберта Стуруа – Гии Канчели, премьера которого пришлась на недавнюю «бархатную революцию», пришелся кстати: в нем находили историю о жизни и смерти самой страны. О жизни, смерти и возможном возрождении. С митингов люди попадали в напряженную тишину метафор Стуруа и Канчели.

* * *

Зрителей от актеров ничего не отделяло, разве что синеватого цвета покрытие пола, которое напоминало даже не реку, а океан. Проход к залу напоминал переправу на другой берег: коридор, помещение с наваленными досками, лифт вверх, снова коридор, кафельные стены.

В зале белое пространство без излишеств. Колонна с ангелом, черная собака – застывший символ Цербера. Вдоль стен расставлены полузеркала. Возникает мысль: ты не отделен от того берега.

Роберт Стуруа предваряет спектакль небольшим вступительным словом, садится у стены и в течение всего спектакля курит почти не переставая. Свет затихает (кажется именно так: затихает). Входят актеры в белых одеждах, несколько человек – в черных. Садятся на стулья. Все – без музыки. Затем один из них встает, берет стул и нарочито шумно тащит по полу. Садится прямо напротив. Затем следующий и т.д. Ритм волочащихся стульев нарушают и оживляют два участника в конце: воровски берут стул и, словно втайне, крадучись и быстро занимают свои места. Образуется длинная цепочка молча сидящих людей. Не на Страшный ли суд очередь?

Еще не раз захочется съежиться, скрыться: то когда вдруг все издалека начнут бежать навстречу (остановятся буквально в шаге), то когда появится некий человек в шляпе с тросточкой, метафизически перевернутый Чарли Чаплин, выходящий в середине «Стикса» под соответствующую музыку – любит батони Роберт хулиганить с текстом, даже с музыкальным. В тревожный, то грустный, то грозный «Стикс» вмешивается легкая музыка. «Smile», – поет одинокий, совершенно «нестиксовый» по настроению женский голос. До него прерогатива одиночества и единичности была только у альта. У Канчели Харон, говорящий голосом башметовского альта, неравнодушен, он милосерден. Когда медленно вплывает альт, сидящие на стульях поднимают руки в стороны. Распятие? Желание взлететь? Одно другого не исключает. Внезапно – форте, и все падают на пол.

Кстати, сочинение было поначалу безымянным, о чем Гия Александрович рассказывал автору статьи: «Когда я написал «Стикс», у меня еще не было названия. Хотя я слышал о подземной реке из греческой мифологии, мне это на ум не приходило. Я порою обращаюсь к Гидону Кремеру, который является человеком необычайно умным, и иногда его прошу найти название для моего сочинения. А он хорошо знает мою музыку. Он только спросил меня: «Хор есть?» – «Да». – «Что за слова?» Говорю: «Слова я выбирал грузинские, не имеющие смысловой нагрузки, мне только нужно было какое-то фоническое звучание, такие слова, которые представитель любой национальности мог бы свободно произнести, без гортанных звуков». В общем, я ему описал в двух словах, и тогда он сказал: «Стикс» – замечательное название». Сейчас трудно кого-то убедить, что до определенного времени его не было, настолько это название подошло».

У Стуруа все метафора и неметафора одновременно. Вот двое (хор поет «сули, сули, сули...» – «душа» по-грузински): он и она. Тоненькая девочка в белом, скорбный танец тела и души, мужчины и женщины – чего и кого угодно, она умирает, перекатываясь под его ногами, ее накрывают белыми стульями-землей – свежая могила.

Вползет красный цвет, и на передний план женщины-символы вынесут обычную газовую печку, которая становится метафорой ада. На старой узнаваемой сковородке жарится яичница. ТАМ все будет узнаваемо. Масло, яйца, сковородка, которая потом, с вилкой, останется у ног зрителей до того момента, когда некий человек-власть, человек-сила, а может, и человек-бог (без большой буквы) с тросточкой поднимет ее и начнет кормить-убивать яичницей окружающих. Такой быт с привкусом бытия и небытия.

В самом конце появляется голубой луч, на коленях стоят два человека, два профиля, которые разделяет новая голубая река: он и она. Начало и конец сомкнулись. Этими двумя фигурами, которые режиссер ввел буквально в конце репетиций, Стуруа напомнил извечное: Бог есть любовь. И дал возможность вдоха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
948
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1174
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1073
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1072

Другие новости