0
831
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2004 00:00:00

Шоу «секонд-хенд»

Тэги: эйфман, балет, гастроли, москва


«Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана» гастролирует на Новой сцене Большого театра в рамках юбилейной программы фестиваля «Золотая маска». Сегодня отношения Эйфмана с «Маской» достаточно драматичны – ни «Русский Гамлет», ни «Красная Жизель», ни «Кто есть кто» не смогли пробиться в программу фестиваля. И упрямый Эйфман привез в Москву именно эти спектакли, хотя два балета – «Красная Жизель» и «Русский Гамлет» – в столице видели уже не раз. Те, кто знает Бориса Яковлевича как автора нешуточных экстатических опусов, будут слегка удивлены третьим спектаклем – «Кто есть кто», поставленным на американские темы и по американскому заказу. Скрестив арабески с канканом, а гротесковую пантомиму с сатирической жеманностью, Эйфман соорудил нечто, смахивающее на немое кино в танцах. Такое впечатление, будто со вздохом облегчения хореограф отпустил на свободу внутреннюю страсть к незатейливости, обычно прикрытую флером тяжеловесной «философии». В нынешней откровенной комедии положений Америка Эйфмана получилась столь же попсовая, сколь его опусы на российские темы полны дурной «достоевщины».

Берешь фильм «В джазе только девушки». Меняешь профессии двух друзей с музыкантов на танцовщиков. Даешь им чисто русские имена Алекс и Макс. Заставляешь обоих стать эмигрантами и приплыть в Америку из России после революции. Доливаешь еврейского колорита (неужели основная масса американских зрителей Эйфмана – с Брайтон-Бич?). Для пущей хохмы вставляешь происки карикатурных гангстеров – и вперед. Под сборную солянку из американского классического джаза друзья устраиваются на работу в варьете (американский критик Роберт Готлиб проницательно заметил, что Эйфман не преминул использовать модный мотив половой двусмысленности: героям нравится быть женщинами). Далее приколы из фильма «Тутси»: герой влюбляется в героиню, звезду мюзик-холла, но она в отличие от зрителей не знает, что вожделеющая странная подруга – на самом деле парень. У другого героя, обольстительного Алекса, возникает пляжный роман с кинооператором. Возникающие вокруг переодеваний пошловатые гэги «оригинальны» и «смешны» до колик. Если это и шоу, то «секонд-хенд».

В разгар фабульно-танцевальных шуточек хореограф спохватывается и вспоминает, что он не какой-нибудь развлекатель толпы, а серьезный художник. Возникают медленные многозначительные эпизоды: наглядная тоска по родине или думы героев о творчестве.

Мюзик-холльная красавица Линн, страдающая от пошлости жизни, – юмористическая копия эйфмановской Ольги Спесивцевой. Неудачник Алекс, не вписавшийся в американские реалии, пародийно напоминает «русского Гамлета» из одноименного балета. Важно, что другой герой, везунчик Макс, устраивает свою жизнь, подобно кумиру американцев Джорджу Баланчину: из эмигрантов – в балетмейстеры. В Штатах оценили услужливость Эйфмана, отработавшего заказ на «местный колорит». Худрук бывшей труппы Баланчина «Нью-Йорк сити балле» Питер Мартинс предложил Эйфману поставить спектакль к 100-летию «мистера Би». Не сомневаюсь, что балет «Мусагет» на музыку Баха и Чайковского будет запредельно бурным. Когда раньше приходилось читать статьи нью-йоркских критиков, обвинявших Мартинса в забвении заветов Баланчина, оставалось место для сомнения, так ли это. После приглашения Эйфмана в «Нью-Йорк сити балле» обозреватель «НГ» верит американским коллегам, как себе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1621
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1357
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1738
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
913

Другие новости