Театр имени Ермоловой выпустил вполне качественный буржуазный спектакль «Лунные воды» по пьесе английского драматурга Н.Хантера. Проект осуществила режиссер Фаина Веригина, самая громкая постановка которой – «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» с Сергеем Безруковым в роли Есенина – шла на аншлагах лет семь, а затем в одночасье исчезла с афиши.
Хотя Хантер и называет свою пьесу комедией, таковой она является примерно в той же степени, что и пьесы Чехова. Дешевый отель в предместье Лондона, в котором доживают свой век четыре одиноких немолодых человека, смирившиеся со своим бесцельным существованием, на три дня вынужден приютить богатую чету Ланкастеров с дочерью, машина которых застряла неподалеку из-за непогоды. Их появление вносит в размеренное существование обитателей отеля суету и беспорядок, но и жизнь: взбалмошная, уверенная в себе, легко идущая по жизни Хелен Ланкастер (прима театра Ольга Матушкина) решительно не понимает, как можно жить в таком стоячем болоте, и увлекает постояльца отеля Винтергальтера (Борис Дергун) более заманчивыми перспективами. Он почти готов следовать за ней, однако вовремя осознает призрачность этих замков, понимая, что все слова о светлом будущем – из тех предложений, «которые делают поздно ночью». Не строит иллюзий и дочь хозяйки отеля Эвелин (Елена Полянская), которой Хелен нагадала счастливое замужество. Только сын хозяйки Джон по-прежнему готов следовать за поманившей его в Швейцарию дочерью Хелен Тони, хотя очевидно, что для серьезно больного юноши это путешествие так и останется мечтой.
Мораль сей басни в том, что этим двум мирам – миру людей успешных и людей, обойденных судьбой, – никогда друг друга не понять. В спектакле есть все, что положено иметь респектабельной буржуазной постановке: удивительной красоты призрачный павильон отеля, непрерывно падающий снег, сугробы во дворе, посреди которого растет сказочное заиндевевшее дерево (художник Надежда Яшина). Есть красивые женщины и модные наряды, за душу берущий французский шансон и нехитрая жизненная философия┘
Веригина грамотно строит спектакль, заставляя зрителей где-то посмеяться, где-то посочувствовать, а где-то – внимательно вслушаться в звучащее слово. Театр смело может ставить себе плюс в графе «репертуарная политика», хотя снобы наверняка поморщатся – опять, мол, буржуазная пьеса.
Удивляет только, откуда у театра такой исторический пессимизм. Предыдущей премьерой были «Обманщики» – сюжет из эпохи «рассерженных». Теперь пьеса Хантера, тоска которой связана с нависшей над Европой Второй мировой. Но почему театр выбирает такой репертуар сегодня, когда рефреном нашей жизни стала вечная присказка о том, что еще недавно мы и представить себе не могли, как многому научимся и сколь многого достигнем? Как-то поперек линии партии и правительства┘