Действия политических фигур часто сравнивают с выступлениями актеров. Отсюда выражение "политическая сцена". Но, как известно, искусство обольщения не терпит дилетантов: для «специальных целей» имеются специальные люди, но вспоминают о них нечасто. Впрочем, и в театре после премьеры зрители обычно запоминают лишь ведущих актеров, а не драматурга и режиссера.
Театр.doc представил новый театрально-аналитический проект под названием "Трезвый PR. Штрихи". В нем идет речь о режиссерах и драматургах политической жизни. Тема модная, особенно если иметь в виду только что состоявшиеся и еще грядущие выборы.
Авторы проекта – Ольга Дарфи и Екатерина Нарши. Они же и прототипы основных действующих лиц спектакля – двух девушек, которые готовят материал в технике документальной пьесы, интервьюируя "серых кардиналов" – пиарщиков. В данном случае именно "серых", потому что нельзя понять, кто из них "кошмарил", а кто работал на высокую идею, кто делал белое, кто – черное. Некоторые прообразы узнаваемы.
С переменным успехом девушки проводят сеанс одновременного интервью, им отвечают на схожие вопросы. Реплики, некогда произнесенные реальными политтехнологами, разрозненны, поэтому, видимо, в название работы добавлено слово "штрихи": "Лучшие выборы – это выборы без кандидата. Лучше придумать виртуального персонажа┘"; "В политике нет понятия "ниже пояса", там нет верха. Политику можно сравнить с игрой в водное поло. Судьи наблюдают за тем, что происходит над водой┘"; "Наш богатый опыт надо использовать не внутри страны. Мы устроим тридцать три кризиса где угодно. Поссорим Пакистан и Индию, пусть они между собой борются! Расчленим Китай на четыре части┘ Разделяй и властвуй!"; "Папа Вова четко следует правилам, он же тоже понимает, кто ему дал власть┘ Кто Ваш любимый персонаж? Штирлиц. Все. Ничего не надо было придумывать┘".
Но лучшая мысль все же кроется в мимолетном диалоге героинь, когда они приходят к выводу о том, что политики – это всё же своеобразные товары со штрих-кодом. Именно комбинация таких маленьких черточек (чуть жирнее, чуть тоньше) создает портрет того или другого «сложносочиненного» и «сложноподчиненного» политика.
Спектакль – эксперимент свободного формата. Он несет в себе некоторый интерактив: предлагается оставлять отклики, которые обещают учесть в будущем. Наверное, авторы хотели сделать серьезную историю про то, как делается власть. Хотели изучить людей, ее делающих. Одновременно пытались заострить тему потери идеального в мире. Все темы оказались надкусаны. Но проглотить зрителю целиком не дают ни одну из них, обозначая места сочленения тайного и явного. Это сделано.
По ходу действия отстраивается детективная история об интересной и сильной женщине-миллионерше, которая добилась всего сама, стала профессионалом экстра-класса, работала с заказчиками высшего эшелона власти, никогда ничего не просила, оставаясь обычным человеком┘ И погибла в ДТП при странных обстоятельствах. Биография некой Снежаны также дается штрихами. В итоге появляется даже романтический ореол вокруг этой странной профессии.
В финале пьесы все политтехнологи сидят на полу в туниках и вяжут чулочки. Не сети, не паутину, а просто чулочки┘ Пора становиться простыми ткачами взаимопонимания, ткачами нового мира. Такова счастливая, добрая сказка. Единственная нетрезвая часть "Трезвого пиара".