На этих юных танцовщиц в любой момент может рухнуть потолок – ремонта здесь не было много лет.
Фото Владимира Франка
«Что у тебя нога такая пенсионная?» «У вас голова засохла, как урюк». «Сделай это вкусно! Продай себя!» «На такой аттитюд зритель не пойдет!» «Не гулять бедрами, отставить ламбаду!» «Что ты сидишь на ногах, как на унитазе!» «Это не руки, а дохлые макароны!» «Не держи кисть кочергой!» Эти реплики, подслушанные на уроках в Петербургской академии русского балета, – не сленг, а неотъемлемая часть учебного процесса в любой балетной школе. Так снимается педагогическое напряжение...
Знаменитая Академия имени Вагановой хотя бы понаслышке известна всем. При упоминании слов «улица зодчего Росси» видится длинное здание в центре Петербурга. Именно в этом нарядном особняке учились Анна Павлова и Матильда Кшесинская, выпускались Нижинский, Барышников и Нуреев. С другой стороны, изобилие традиций и богатая, с 1738 года, история (сначала балетного отделения Императорской театральной школы, позже – советского хореографического техникума и нынешнего института) приводят к историческим курьезам: люди, включая самих деятелей балета, путаются в именах, названиях и датах. По словам ректора академии Леонида Надирова, даже знаменитый танцовщик Владимир Васильев написал ему недавно, что в 1928 году (когда город на Неве носил имя Ленина) Уланова окончила «Петербургскую балетную школу». А сама школа тех лет в письме именуется «Вагановской» – при том, что Агриппина Яковлевна Ваганова в те годы просто учила детей танцевать и не могла даже предполагать, что ее имя в 1957 году присвоят этому дому.
Сегодня академия причислена к особо ценным объектам российской культуры. Но это не спасает от множества тяжелых забот. Хотя статус и дает преподавателям школы 50% надбавки к тарифным ставкам, но не сможет оградить от грядущей финансовой катастрофы, которая, возможно, затронет все российские учреждения культуры и образования. Для них в 2006 году заканчивается срок действия временной льготы на уплату налога с имущества. В случае упразднения льготы академия впадет в финансовый ступор: госфинансирование школы – 30 млн. рублей, а «полный» налог на имущество должен составить 76 миллионов. И здесь не помогут собственные заработки академии. Есть, конечно, доход от традиционной зимней серии школьных «Щелкунчиков» на сцене Мариинского театра. В этом году таких спектаклей было восемь – 31 тысячу долларов дает один утренний прокат, 64 тысячи приносит вечерний спектакль. Но кто бывал в здании академии и ее общежитий (даже иностранного!), тот знает, какой объем ремонта старых помещений еще предстоит сделать, не говоря уже о том, что 20% учеников из трехсот – из бедных семей, и эти дети получают материальную помощь от школы. И хоть академия и учит платных иностранных стажеров, но собранные вместе девять тысяч долларов от каждого ученика (вдвое меньше, чем аналогичная плата в Московской академии хореографии) идут на прибавку к зарплате собственных профессоров, поднимая их ставку в 4800 рублей до более пристойных 10–11 тысяч. Впрочем, по мнению Надирова, даже с этой прибавкой получается все равно нехорошо. Дело в неадресном распределении президентских «культурных» грантов: «Гранты выделены без учета реальной нужды театров. В мимансе Мариинки артист получает больше, чем профессор академии».
Несмотря на проблемы, Вагановская академия расширяет поле деятельности: к уже существующим четырем специальностям, по которым здесь дают высшее образование (педагог, балетмейстер, концертмейстер, балетовед), в этом году прибавляется менеджмент исполнительских искусств, планируется ввести систему бакалавриата. Западный образец, по замыслу, должен помочь в специфических российских условиях, когда звание бакалавра искусств даст его обладателю прибавку к зарплате.
А во дворе школьного общежития открыт памятник Галине Улановой. Скульптор Ирина Янсон-Манизер лепила фигурку балерины с молодой Галины Сергеевны в 1934 году. Скульптура под названием «Танцовщица» долго стояла в одном из ленинградских парков. Потом «Танцовщица» повредилась от времени, ее убрали в подвал, где недавно заново обнаружили. Академия за свой счет отреставрировала «Танцовщицу», а формальный владелец скульптуры – парк – отдал ее во временное пользование. И конкурс в академию по-прежнему большой. Это прекрасно. Потому что, как справедливо заметил Леонид Надиров, «чем больше люди танцуют, тем меньше они воюют».
Санкт-Петербург–Москва