0
853
Газета Культура Интернет-версия

29.01.2004 00:00:00

Возвращение группового портрета

Тэги: фото, конкурс, серебряная камера, москва


Фоторепортаж о Москве – что может быть проще и одновременно сложнее? Конкурс московского Дома фотографии «Серебряная камера» несколько лет назад взял на себя труд коллекционировать и архивировать новейшую московскую историю, лучшие ракурсы столицы и примечательные лица москвичей. Московские власти прониклись благородством задачи настолько, что в этом году общий призовой фонд составил 50 тысяч долл.

МДФ, законодатель светских фотографических концептов и веяний, в этом году пустился на маленькую хитрость: чтобы не вручать по третьему разу премии одному и тому же кругу лиц от своего имени, устроил народное голосование. Фотографии-участники не подписаны, зрители выбирают понравившиеся объективно и беспристрастно, голосуют анкетами – в общем, референдум. За несколько часов до открытия выставки на паспарту еще висели бумажки с именами и присутствие «круга» подтвердилось: Владимир Мишуков, Игорь Мухин, Илья Кейтельгиссер, Георгий Первов┘ Много фотографий лишних и «проходных». Но главный принцип присутствия в «Серебряной камере» соблюли все участники: снимать сериями по 4–8 работ.

Собственно фотография как произведение искусства на наших глазах теряет позиции и авторитет, на ее место встал проект. В потакании проекту, а не фотографии как единственно уникальному кадру таится большая опасность – потенциально возможный «случайный» шедевр уже на стадии замысла и подготовки разбивается на несколько рядовых снимков в рамках заданной темы проекта.

В номинации «События и повседневная жизнь» отдельного внимания заслуживает серия Георгия Кеймака «Метро», снятая «с проводкой» – безглазая человеческая масса в подземных переходах и заглатывающее пассажиров жерло эскалаторов. Убедительна и языческая мощь подземных сил, и ежедневная мистерия московских будней, подчеркнута скромная роль человека как части перемещенной массы. В номинации «Архитектура» остроумно выступил Владимир Пыхонин с серией «Высотки Москвы»: вместо сталинского семиглавого ампира – панельки спальных районов. Илья Кейтельгиссер увековечил Краснолужский мост во всей реконструированной красоте. А Владимир Мишуков придумал две актуальные и легко читаемые параллельные серии «Неоновые мечты» и «Семейный портрет мечты».

Вообще отчетлива тенденция возвращения жанров группового портрета и портретов передовиков производства – рабочих ЗИЛа, работниц фабрик «Красный Октябрь» и «Конфаэль». В групповом портрете доминирует энергия массы и отсутствие лиц: общая примета большинства работ нынешней «Серебряной камеры», портреты передовиков производства представляют человека как функцию (на этой выставке). Фотограф, делая проект, ориентирован на создание имени-брэнда, и фотография лишь инструмент на этом пути. Тогда как просто фотографу кроме фотографии как результата больше ничего не нужно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2069
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1326
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
985
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1295

Другие новости