Владимир Дегтярев знает, что время нельзя остановить, можно лишь сохранить какие-то мгновения.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«Я все еще люблю тебя» – эта фраза начинается на пятом этаже многоэтажного дома, а заканчивается – на первом. По одному слову на каждый балкон. Граффити запечатлел Владимир Антощенков – фотограф, архитектор, преподаватель. Экспозиция его работ – первая из серии выставок черно-белой фотографии, объединенных названием «Субъективный Петербург». Город, который не любят только глупые. «Я все еще люблю тебя, Петербург», – так автор называл свой снимок с граффити. Фразу можно считать эпиграфом ко всему проекту – шести персональным выставкам питерских фотохудожников.
В галерее «ФотоСоюз» открылась третья экспозиция «Субъективного Петербурга». Ее автор Валерий Дегтярев – участник более 300 выставок. Его работы находятся в Государственном Русском музее, в частных коллекциях США и Германии.
Петербург Валерия Дегтярева – задворки, подъезды, осыпавшаяся штукатурка, светящиеся окошки на темной стене, снег на бывалой ступеньке и на изгибе дерева, тени стволов на снегу, белье на веревке, плюшевый медведь, забытый у двери. Сосульки и жестяные козырьки подъездов, заснувшие под сугробами. Очень домашние фотографии, пристрастные и добрые. Ни дворцов, ни соборов, ни мостов с узнаваемыми львами. Время нельзя остановить, но можно сохранить некоторые мгновения, мятый снег, обрывок объявления на водосточной трубе. Дворы-колодцы, старые и заброшенные, сохранили камерность и звенящую тишину, которую давным-давно растранжирили суетные парадные улицы, отглянцованные бесчисленными «мыльницами» туристов.
А фотографии висят под стеклами, и в стеклах отражаются другие фотографии, с противоположной стены. Присмотревшись, за лавочкой можно угадать отраженную лестницу и себя с умным лицом рассмотреть в пейзаже: много возможностей для экспериментов с восприятием. Ко всему прочему в галерее черный зеркальный потолок и в нем тоже отражаются фотографии, только вверх ногами. В таком виде они становятся беспредметными композициями, и окружающее пространство видоизменяется. И кажется, что человек, промокший под дождем, смотрящий в небо на одном из снимков, в голос обращается к дождю, мол, ну что, мало тебе? И так все намочил, льешь бессовестно!