Малый театр, который принято называть также Домом Островского, новый год начал с премьеры еще одного спектакля по пьесе этого драматурга. «День на день не приходится» в постановке Александра Коршунова выпустили на Малой сцене филиала. Спектакль стал десятой постановкой Островского в афише Малого.
Пьесы с таким названием у Островского нет, и это интриговало: небывалый, в общем-то, случай, чтобы Малый театр, хранитель традиций, пошел на изменение названия пьесы хранимого автора. Переименованию подверглась пьеса «Тяжелые дни»: театр, видимо, побоялся, что некассовое название отпугнет зрителей. Новое название, впрочем, вполне в стиле Островского, который любил выносить в заглавие пословицы и поговорки. «Тяжелые дни» не относят к сливкам драматургического наследия Островского и ставят редко. Но Коршунов и прежде предпочитал незаезженные пьесы, поставив на сцене филиала «Пучину» и «Трудовой хлеб».
В «Тяжелых днях» честный отставной чиновник Досужев помогает своему другу Андрею, сыну богатого купца-самодура Тит Титыча, жениться на любимой девушке, выторговывая родительское согласие на брак в обмен на прекращение дела о драке: не послушавшись предостережения жены о том, что понедельник день тяжелый, Тит Титыч отправляется в город по делам, устраивает драку, и избитый им Перцов требует выплатить сумму, грозящую купцу разорением (а у Перцова – такой бизнес: попасть богачу под горячую руку и требовать затем материальной компенсации). Сюжет, прямо скажем, не из самых занимательных. Но актеры играют с таким удовольствием и азартом, что происходящее на сцене, как говорится, забирает без остатка.
Александр Коршунов придерживается традиционной, но беспроигрышной модели театра, которая всегда будет пользоваться успехом у зрителей: его режиссура не бросается в глаза, но все сколочено крепко и добротно, а искренность и актерский кураж делают вроде бы и ненужными размышления о трактовке или новых формах.
«День на день не приходится» – спектакль легкий, с хорошим юмором, не без хулиганства и с прекрасными актерскими работами, в который, к удовольствию зрителей, органично вплетаются романсы и пляски, позволяющие актерам продемонстрировать свои таланты. Поставлено все по-честному: написано у Островского – «грот в Кремлевском саду», значит, на сцене появляется нарисованный на холсте грот у кремлевской стены; написано – «гостиная», значит, грот раскладывается в симпатичную замоскворецкую гостиную с кружевными скатерками, старинной мебелью и всем, что положено (художник Ольга Коршунова).
Можно с удовольствием рассматривать, как стряпчий Мудров (Владимир Дубровский), кряхтя, стягивает калоши и аккуратно ставит их на подстеленные «Московскiя въдомости»; как обстоятельно нюхает он табак и не менее обстоятельно чинит карандаш. Нельзя без улыбки глядеть, с каким апломбом носит цилиндр и модную тросточку негодяй и щеголь Василиск Перцов (Георгий Дронов). Приятно наблюдать за милой возней влюбленных Андрея (отличная работа четверокурсника Щепки Сергея Потапова) и Сашеньки (Ольга Жевакина): с робкими (и не очень) поцелуями, с киданием подушками, с заводной русской пляской. А едва появившийся на пороге самодур Тит Титыч (Виктор Борцов) вынужден некоторое время обождать, пока зрители вытрут выступившие от смеха слезы: его величественная фигура, буйные седые кудри, нависающие брови, стеклянные глаза и длинный халат с лисьей оторочкой вызывают стойкие ассоциации с Мусоргским со знаменитого портрета Репина, хотя и купец не похож на него буквально.
Сам режиссер играет того самого честного чиновника Досужева, и когда он со стороны хитро наблюдает за чьим-нибудь разговором, гадаешь, Досужев ли это обдумывает деловую комбинацию или режиссер с удовольствием наблюдает за своими питомцами. Пока рядом идет битва за новые формы, Малый театр тихо делает свое дело. Лучшие его спектакли, в число которых попадает и «День на день не приходится», наводят на размышления о том, что исход этой битвы еще неизвестен.